В условиях изменяющихся климатических условий и возникновения природных катастроф, а также других вызовов, вопросы стабильности и безопасности продовольственных запасов приобретают все большую важность. Одним из основных факторов обеспечения продовольственной безопасности является создание резервов и поддержание соответствия цены и качества основных продовольственных товаров.
Стабильность и надежность продовольственных запасов играют решающую роль в обеспечении населения достаточным количеством продуктов питания в случае кризисных ситуаций. Создание резервов продовольствия позволяет государству иметь запасы продуктов для быстрого реагирования на неожиданные обстоятельства, такие как недостаток продукции из-за плохих урожаев или других экстремальных событий.
Под государственным продовольственным резервом (ГПР) подразумевается закупка, хранение и снабжение населения продовольствием государством при помощи государственных компаний и организаций. Во многих странах резерв является важной составляющей сельскохозяйственной политики. Обычно в резерв включаются продукты, которые наиболее популярны в стране и составляют большую часть национального рациона питания.
Как правило, зерно является преимущественно основным продуктом, применяемым при формировании продовольственных запасов. Состояние рынка зерна во многом влияет на продовольственную безопасность не только в региональном, но и в мировом масштабе.
Многие развитые страны, в т.ч. США, Китай, члены Евросоюза и другие, формируют запасы зерна и продовольствия. Однако, стандарты резервирования продуктов варьируются. В некоторых странах, таких как Швейцария и США, созданные запасы продовольствия обеспечивают достаточное распределение продуктов на протяжении пятилетнего периода.
Информация об объемах и составе государственных резервов строго охраняется во всех странах. Доступная в публичных источниках информация может быть либо неполной, либо полностью отсутствовать. При формировании списка товаров для резервирования учитываются различные факторы, включая затраты на их хранение, длительность и сложность обработки, а также множество других факторов.
Создание продовольственных запасов регулируется законодательством, направленным на обеспечение национальной продовольственной безопасности. В этой связи, в каждой стране созданы специализированные организации, занимающиеся управлением продовольственными резервами. Например, в Индии данным вопросом занимается Продовольственная корпорация Индии, в Китае – Государственное управление продовольствия и материальных ресурсов при Национальной комиссии по развитию и реформам КНР,в России – Федеральное агентство по государственным резервам, в Казахстане – АО «НК «Продкорпорация», в Молдове — Агентство материальных резервов (АМР) при Министерстве внутренних дел.
В Казахстане централизованно формируются резервы продовольствия, включающие мягкую и твердую пшеницу, ячмень, овес, гречиху, рожь, просо, кукурузу, чечевицу, горох, нут, подсолнечник, рапс и другие культуры. Осуществление этого процесса возлагается на АО «НК «Продкорпорация» через форвардные закупки с предварительной оплатой, а также по факту поставки. Формирование и реализация государственных резервов осуществляются через закупки, хранение, обновление и использование запасов зерна, проведение интервенционных операций при необходимости, формирование экспортных партий и стабилизацию экспорта зерна на внешний рынок.
При принятии решений о формировании и распределении централизованных фондов, Корпорация ориентируется на анализ спроса и предложения на внутренних и мировых рынках продовольствия. Финансирование осуществляется за счет собственных и привлеченных средств АО «НК «Продкорпорация». С целью обеспечения продовольственной безопасности государства и достижения уровня доходности в производстве и реализации сельскохозяйственной продукции Корпорация устанавливает гарантированные закупочные цены в согласовании с Правительством и Министерством сельского хозяйства Казахстана.
В Казахстане также формируются региональные стабилизационные фонды, которые выполняют ряд задач, связанных с обеспечением продовольственной безопасности на уровне регионов, городов республиканского значения, столицы, а также созданием условий для эффективного и своевременного применения механизмов стабилизации цен. Формирование и распределение этих фондов осуществляются Комиссией по обеспечению реализации механизмов стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары через проведение закупочных и товарных интервенций. В ее состав входят представители местных органов управления, субъектов хозяйствования, общественных организаций и других заинтересованных сторон. Комиссия принимает решения о реализации механизмов стабилизации цен на соответствующей административно-территориальной единице, определяет перечень товаров, закупаемых в региональный стабилизационный фонд, размер предельной торговой наценки на эти товары, а также определяет субъекты предпринимательства для предоставления займов в соответствии с правилами реализации механизмов стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары. Кроме того, Комиссия определяет специализированную организацию, которая впоследствии утверждается постановлением правительства Республики Казахстан, и выполняет другие функции в этой сфере.
На постоянной основе специализированная организация проводит анализ объемов продовольственных товаров на внутренних рынках региона и рынках сельскохозяйственной продукции. При принятии решения о проведении закупочных и товарных интервенций, Комиссия опирается на результаты анализа различных показателей, таких как объемы производства, наличие товаров на региональном уровне, динамика товарооборота, уровень запасов, ценовая динамика и другие факторы, предоставляемые специализированной организацией. Например, в состав стабилизационного фонда Западно-Казахстанской области в период с 2020 по 2021 годы входили 11 видов продуктов, таких как мука, хлеб, макароны, рис, сахар, подсолнечное масло, гречка, говядина, курятина, соль и яйца[1].
Фонд государственных материальных резервов при Министерстве чрезвычайных ситуаций в Кыргызстане занимается государственными закупками продовольственного зерна пшеницы с целью обеспечения продовольственной безопасности и регулирования рынка в периоды повышения цен. Заказы на договорной основе размещаются на предприятиях, независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности. Кроме того, в Кыргызстане предусмотрены закупочные и товарные интервенции на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, с целью обеспечения продовольственной безопасности и поддержки национальных производителей в соответствии с законодательством.
В России государственные материальные резервы формируются на нескольких уровнях — федеральном, региональном, местном и ведомственном. На федеральном уровне функционирует Росрезерв, который создает мобилизационные запасы и резервы для стабилизации экономики в случае временных нарушений снабжения важными ресурсами, предоставления гуманитарной помощи и регулирования рынка.
Перед началом года правительство и исполнительные органы субъектов Российской Федерации устанавливают квоты для производителей и поставщиков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд. Финансирование осуществляется из бюджетных средств федеральных и региональных фондов. В список товаров, включенных в заказ для федеральных и региональных государственных нужд, входят зерно, сахарная свекла, семена масличных культур, лен-долгунец, скот и птица, молоко и молочные продукты, шерсть.
С 2013 года в Европейском Союзе интервенционные закупки стали активно использоваться как инструмент для преодоления серьезных ценовых колебаний на мировом рынке. Интервенционные фонды формируются в случаях, когда цена на определенный продукт на внешних рынках в течение определенного периода времени опускается ниже уровня интервенционной цены.
Продовольственная безопасность Европейского Союза обеспечивается также путем использования интеграционного фонда, который направлен на поддержку и развитие агрокомплекса. Значительная часть средств этого фонда выделяется на следующие цели:
- Субсидирование экспорта аграрной продукции;
- Поддержание установленных единых цен, которые были введены еще в 1962 году;
- Стабилизацию рынка молочной продукции, зерна и сахара.
Таким образом, данные меры направлены на обеспечение стабильности и надежности продовольственного рынка, а также на поддержку сельскохозяйственного сектора в Европейском Союзе.
В Молдове управляет государственным резервом Агентство материальных резервов при Министерстве внутренних дел. Агентство практикует следующую модель закупки пшеницы в государственный резерв: ведомством объявляет о проведении тендера на закупку в госрезерв с указанием закупочной цены и объемов поставок, а также сроков оплаты с момента доставки. При этом Агентство материальных резервов также может выйти на прямые переговоры с сельхозпроизводителями по закупке пшеницы, что разрешено законодательством, а цена должна быть установлена путем прямых переговоров и в зависимости от цен на рынке, а также с учетом ситуации на местном рынке[2].
Таким образом, исходя из зарубежного опыта, можно сделать следующий вывод, что в государственном резерве важно формирование запасов как конечных продуктов потребления, так и сырья. Виды сырья и продовольствия для резерва определяются исходя из множества факторов, в том числе затрат на хранение самого сырья так и продуктов его переработки, а также длительности и сложности технологического пути от сырья до продукта потребления. К основным задачам, решаемым при осуществлении государственных закупок в госрезерв, можно отнести обеспечение продовольственной безопасности, сбалансирование спроса и предложения на рынке продовольствия, оказание государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям. Государственные закупки также являются эффективным инструментом косвенного регулирования цен на социально значимую продукцию.
Д. Ильина, Руководитель проекта ИМРИ
А. Ким, старший научный сотрудник ИМРИ