История пятая
Узловое событие в истории музыкального искусства Узбекистана — создание в середине 1958г. Государственного эстрадного оркестра Узбекистана. Его первым художественным руководителем стал Шариф Рамазанов, который тогда был и художественным руководителем Узбекской ГосЭстрады в целом, дирижером — Александр Двоскин[1], в 1955г. принимавший участие в премьерном представлении «Разрешите представиться» и написавший тогда вместе с Юрием Степчуком «Финальную песню» концерта.
«В оркестр полностью вошли ансамбль «Юность», эстрадный оркестр кинотеатра «Родина» и другие талантливые музыканты, — пишет в своей работе Рауф Кадыров. Начинался новый высокопрофессиональный этап национального эстрадного музыкального искусства в Узбекистане. И что особенно важно, появилось много ярких образцов национального узбекского эстрадного музыкального творчества. Было осуществлено много телевизионных и радиопередач, концертов с участием этого коллектива. Подготовлены большие концертные программы: «Дух Бандунга», посвящённая «Конференции писателей стран Азии и Африки» в Ташкенте (1958); «Салом, Москва», приуроченная к «Декаде искусства и литературы Узбекистана» в Москве (1959)»[2].
С конца 1956 г. и весь 1957 г. Двоскин руководил корейским эстрадным оркестром, выступавшим от УзГосЭстрады. Примой в нем была супруга Двоскина Ольга Когай, но хотя оркестр назывался корейским, он ни по составу, ни по репертуару полностью таковым не являлся. В конце 1957 г. этот коллектив распался.
«Песня о Ташкенте» («Ташкентский вальс») А. Двоскина на слова Ахмаджана Камтара (на узбекском и русском языках), Поет Бахром Мавлянов. Видео с записью песни в его исполнении найти пока не удалось. Поэтому представлена только ее фонограмма с картиной «Девушка с дутаром» Заслуженного деятеля искусств УзССР художника импрессиониста Павла Бенькова. Мелодия песни в 1960-х гг. была своеобразной визиткой узбекской столицы, ее позывным. Звучала, например, в Ташкентском аэропорту.
Оркестр был создан по типу биг-бэнда, т.е. большого оркестра, в который обычно входят от десяти до семнадцати музыкантов, играющих в разных стилях. Гитарист оркестра Владимир Свечников рассказывал, что когда после окончания консерватории его направили в оркестр, там вместе с ним стало… 4 человека. Но благодаря Александру Двоскину новый состав был собран достаточно быстро. Ведь «под рукой», повторюсь, были музыканты оркестра кинотеатра «Родина» и ансамбля «Юность», которые и составили базовый состав нового коллектива.
Солисткой оркестра сначала была Ольга Когай, затем Двоскин пригласил Луизу и Батыра Закировых. Они быстро выдвинулись в ведущие вокалисты. Энтузиасты-любители становились профессионалами. Батыру Закирову, например, положили оклад жалованья 70 руб.! Его первой песней в оркестре стала индийская «Арзи Хамари». Впоследствии с оркестром выступали как солисты Эльмира Уразбаева, Клара Джалилова, Бахром Мавлянов, Науфаль Закиров, Эсон Кандов, Юнус Тураев…
Программа строилась по принципу объединенных конферансом песен, инструментальных пьес, хореографических этюдов и других эстрадных номеров. В репертуаре оркестра были такие произведения композиторов Узбекистана, как: «Мафтун бўлдим» («Очарован тобой») – Муталя Бурханова (автора музыки гимнов УзССР (1947) и впоследствии Узбекистана (1992), Народного артиста Узбекской ССР) из одноименного фильма; «Эй, меҳрибоним» («Эй, моя любимая») и «Наманганнинг олмаси» («Наманганские яблоки») – Шарифа Рамазанова; «Песня о Ташкенте» Александра Двоскина; «Газли», «Рано», «Қай дасан?» («Где ты?») – Икрама Акбарова; зарубежные песни — египетская «О, светоч грез моих» («Арабское танго») – Дарис Аль-Атраша; ливанская «Гўзал қизга» («Красивая девушка») – Элиаса Рахбани; индийская «Арзи Хамари» – Салила Чоудхури; украинская «Чаривна Маричка» – Степана Сабадаша, реальный хит тех лет и др.
Песня «Мафтун бўлдим»/«Очарован тобой» из одноименного фильм 1958 года (полностью фильм можно посмотреть на Yotub). Она обрела долгую эстрадную жизнь и сегодня входит в «золотой фонд» музыкального искусства Узбекистана. В кадре появляется будущая звезда узбекской эстрады юная Клара Джалилова.
В программе оркестра участвовали не только певцы и музыканты, но и танцоры, представители разговорного жанра, в инструментарии с привычными на эстраде трубами, саксофонами и тромбонами, закрепились най, чанг, рубаб, придававшие звучанию коллектива своеобразную восточную окраску. «Это был, — рассказывал позже директор Узгосфилармонии К. Атабаев, — первый коллектив такого жанра, — созданный в нашей республике, да и во всей Средней Азии».
Солистка оркестра Эльмира Уразбаева поет «Наманганские яблоки». Московский «Голубой огонек», 1962 гг. Прекрасный голос, колоритная подача, декольте!..
Главным режиссером Театра эстрады в 1958 г. после окончания Ташкентского театрально-художественного института был назначен Анатолий Кабулов. К октябрю того же года было подготовлено эстрадное обозрение, впервые представленное в культурной программе конференции писателей стран Азии и Африки, вошедшее в историю эстрады Узбекистана под названием «Дух Бандунга». На конференцию съехались представители стран-участниц прошедшего в Индонезии знаменитого Бандунгского форума (апрель 1955), провозгласившего в разгар «холодной войны» пять альтернативных принципов мирного сосуществования.
Александр Попов
Продолжение следует
Автор выражает благодарность за помощь при подготовке материала Людмиле Крутиковой-Францкевич, Рауфу Кадырову, Тимуру Кабулову.
На заставке: Государственный Эстрадный оркестр Узбекистана (1958-59 гг.). Фото из архива Л. Крутиковой-Францкевич.
[1] Александр Двоскин. Заслуженный артист Узбекской ССР, Заслуженный деятель искусств РСФСР. Учился в Одесской консерватории. Завершил учебу в Ташкентской консерватории по классу композиции Б. И. Зейдмана (1962). Автор знаменитой «Песни о Ташкенте».
[2] Р. Кадыров. «Тромбон в эстрадном музыкальном искусстве Узбекистана» (Исторический очерк), Ташкент, 2022.