Для достижения экономической стабильности, стимулирования экономического роста и снижения инфляции современная денежно-кредитная политика требует от правительств и центральных банков тщательного управления денежным предложением, кредитными условиями и налогово-бюджетной политикой.
Однако, предрасположенность к сжатию денежно-кредитной политики в странах Центральной Азии в ряде случаев может негативно сказаться на инвестиционной активности и темпах экономического роста, через риск кризиса ликвидности в бизнесе, особенно в секторе малого частного бизнеса.
Эксперты Института макроэкономических и региональных исследований (ИМРИ) проанализировали вопрос об оптимальном уровне монетизации экономики Узбекистана.
Количественная теория денег — это взаимосвязь между деньгами, скоростью обращения, ценой и выпуском (MV=PY). Классическая школа утверждает, что любой рост денежной массы (M) приводит к росту инфляции (P). Кейнсианская школа, в свою очередь, утверждает, что изменения цен определяются прежде всего способностью экономики поглощать количество денег в обращении (V) и рост денежной массы (M) необязательно влияет на цены (P). Для монетаристов инфляция всегда и везде является денежным феноменом (M). Банковская школа говорит, что излишние деньги (M) население не захочет держать в форме банкнот и будет депонировать их и это не обязательно повлияет на цены (P).
В последние 10 лет уровень монетизации экономики Узбекистана составлял 25-28% ВВП, в то время, как средние оценки для большинства развивающихся стран, сопоставимых с Узбекистаном по масштабам экономики и численности населения, достигал в этом период от 75-100%. Если же взять крупные и средние развивающиеся страны, добившиеся в этом периоде наиболее высоких и устойчивых темпов роста ВВП (свыше 4-5% в среднегодовом исчислении — Индия, Китай, Вьетнам, Индонезия и ряд других) то уровень монетизации их экономики достигал 150-180%. Это может свидетельствовать как о недофинансировании реального сектора Узбекистана.
Результаты эконометрического анализа индикаторов уровня монетизации, инфляции, динамики инвестиций позволили определить допустимые с точки зрения инфляционных рисков пределы повышения уровня монетизации национальной экономики и как оно скажется на инвестиционной активности с последующим эффектом для экономического роста:
— повышение уровня монетизации на 1 процентный пункт (п.п.) при прочих равных условиях приводил в последние годы к увеличению инвестиций в основной капитал на 0,2 п.п. (все в пересчете в процентах к ВВП);
— инфляция не значимо до пересечения порога показателя денежной массы по отношению к ВВП 43% , после вырастет на 0,3 п.п.;
— при достижении уровня Вьетнама и Индонезии по показателю эффективности управления экономикой вклад монетизации в рост инвестиций повысился бы с 0,2 п.п. до 7,3 п.п., а инфляция сократится на 0,5 п.п.
Основной вывод: в условиях умеренного уровня эффективности управления рост монетизации экономики путем расширения инвестиционного кредитования бизнеса не приводит к ускорению инфляционных процессов, т.к. это создает дополнительные возможности для расширения существующих и созданию новых производственных мощностей, диверсификации экономики, что увеличивает совокупное предложение товаров и услуг, усиливает конкуренцию между товаропроизводителями, а следовательно, ограничивает рост цен.