Разница между ожиданиями населения и текущей инфляцией в Узбекистане составляет около 4%.
Эксперты Института макроэкономических и региональных исследований (ИМРИ) проанализировали, как разница между инфляционными ожиданиями населения и текущей инфляцией влияет на эффективность денежно-кредитной политики.
Известно, что инфляционные ожидания негативно влияют на уровень инфляции по следующим каналам:
1. Канал спроса. Ожидание людьми будущего повышения цен увеличивает их текущие расходы.
2. Канал предложения. Ожидание будущего роста цен приводит к тому, что люди требуют более высокой заработной платы.
Это, в свою очередь, оказывает непосредственное влияние на эффективность денежно-кредитной политики и макроэкономическую стабильность.
Для справки: Инфляционные ожидания – это ожидания населения относительно будущего уровня инфляции.
Иногда наблюдаются отклонения от рациональности при формировании инфляционных ожиданий со стороны населения. То есть на необоснованный рост ожиданий населения влияют:
— население считает, что цены на электронику и автомобили растут, однако часто не учитывается повышение качества товаров;
— рост цен на жилье влияет на инфляционные ожидания населения, хотя может иметь эффект спекулятивных действий;
— население принимает решения, исходя из цен на потребительскую корзину товаров и услуг, которые оно потребляет.
В целях недопущения необоснованного превышения инфляционных ожиданий населения центральные банки осуществляют политику инфляционного таргетирования, т.е. заблаговременно объявляют инфляцию на следующий период. Однако эффективность этой политики измеряется уровнем доверия населения к центральному банку. А доверие зависит от разрыва между инфляционными ожиданиями и текущей инфляцией.
По результатам анализа, выявлено, что в условиях Узбекистана при повышении инфляционных ожиданий населения на 1% индекс потребительских цен вырастет на 0,53%.
При этом, разница между ожиданиями населения и текущей инфляцией в Узбекистане составляет около 4%. Следовательно, даже если правительство объявляет целевой уровень инфляции в 10%, население обычно ожидает, что цены вырастут выше этого уровня. В частности, по расчетам ИМРИ, в случае Узбекистана простой (принятие решений на основе прошлого) уровень инфляции составляет 11,1%, гибкий (на основе прошлого и настоящего) — 13,5%, а рациональный (на основе прошлого, настоящего и будущего) — 18,2%.
Поэтому сокращение разрыва между инфляционными ожиданиями и текущей инфляцией, стабилизация экономики после краткосрочных колебаний способствует удержанию инфляции на целевом уровне. Для предотвращения подобных ситуаций Центральному банку необходимо быть реалистичным в таргетировании (сдерживании) инфляции.
Кроме того, необходимо объявить уровень социальной инфляции (корзины товаров, потребляемой большинством населения), чтобы не допустить необоснованного беспокойства населения по поводу роста цен. Кроме того, повышение финансовой грамотности населения и привлечение к оценке уровня инфляции независимых экспертов позволит снизить вышеперечисленные риски.