За последние пять лет в региональной политике страны проведены широкомасштабные реформы. Как отмечают эксперты Института прогнозирования и макроэкономических исследований (ИПМИ), особенностью региональной политики данного периода стало смещение акцентов в решении вопросов социально-экономического развития территорий с уровня регионов на уровень городов, районов и махаллей, в частности оценку имеющегося потенциала, а также перспективы и драйверов роста.
Все это дало положительные результаты, о чем свидетельствует тот факт, что за 2018-2022 годы в 8-ми регионах страны обеспечен динамичный рост экономики (рост ВРП составляет 131,9-154,4%).
Во-первых, в Андижанской, Ташкентской, Навоийской областях за короткие сроки обеспечена стабилизация развития экономики в постпандемический период (2021-2022 годы).
Во-вторых, ощутимые результаты достигнуты в экономическом росте Наманганской, Ферганской, Джизакской областей (рост ВРП в 1,3 раза, что выше республиканского параметра) за счет наращивания мощностей по производству готовой текстильной продукции и одежды, резины и пластмассы, строительных материалов, а также освоения средне высокотехнологичных видов деятельности (производство электронных и оптических приборов, электрооборудования, развитие услуг информатизации и связи, образования и т.д.).
Какие же отрасли внесли ощутимый вклад в рост ВРП регионов?
— индустриальный сектор (на основе анализа среднегодового прироста ВРП) явился значимым в обеспечении роста ВРП Андижанской, Навоийской, Наманганской, Сырдарьинской, Ташкентской областей;
— аграрный сектор сохраняет свое преимущество в росте ВРП Бухарской, Джизакской областей и Республики Каракалпакстан;
— сфера услуг отмечается как ведущая отрасль в обеспечении роста ВРП Хорезмской, Самаркандской, Кашкадарьинской, Сурхандарьинской и Ферганской областей.
В целом, в Cтратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы одной из целей ускоренного развития национальной экономики и обеспечения высоких темпов роста обозначено увеличение объемов региональной экономики в 1,4-1,6 раза. Это, в свою очередь, предусматривает дальнейшую реализацию мер по обеспечению сбалансированного развития регионов, стимулированию развития городов и районов, совершенствованию политики урбанизации, а также усилению роли института махалли.