back to top
1.9 C
Узбекистан
Воскресенье, 29 декабря, 2024

Воспоминания о Леониде Термане

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,150ПодписчикиПодписаться

Исполняется год со дня кончины Леонида Яковлевича Термана, удивительно одарённого человека, оставившего неизгладимый след в памяти тысяч людей, которые имели счастье знать и общаться с ним. Конечно, прежде всего это касается его кровных наследников. Вот как определяют они его смерть: « В нашей семье тяжелая, невосполнимая утрата: в окружении любимых и любящих родных и близких ушел из жизни наш замечательный, уникальный папа и дедушка, прадедушка и дядя. Удивительно светлый и талантливый человек, надежный и преданный друг. Нас покинул не просто старейшина, а патриарх, основатель и бессменный глава семьи, её хребет и опора – именно таким он оставался до последних своих дней».

Родился Леонид Яковлевич в Москве 8 января1934 года. Болезнь матери, лишения, нелёгкое военное детство рано сделали его самостоятельным. Но он преодолел все трудности, вырос, смог получить высшее образование. И, оставив столицу, уехал в далёкий Узбекистан, ставший для него второй родиной. Здесь интеллект, энтузиазм, неординарные организаторский талант помогли ему за короткий срок вырасти из молодого специалиста в руководителя треста «Узбекшахтострой» – одного из ведущих в республике предприятий, градообразующего для Ангрена – крупного промышленного центра столичной области.

Трест из года в год был лучшим в своей отрасли, добрая слава о нём шагнула далеко за пределы Узбекистана, перенимать опыт сюда приезжали специалисты со всех концов Советского Союза. Гостей поражала не только умелая, предельно эффективная организация производственных процессов, но и всесторонняя искренняя забота о тружениках: зоны отдыха, медицинская инфраструктура, пионерские лагеря, реабилитационные и спортивные центры, фермы с собственными свежими продуктами, горячие обеды на рабочем месте – всё это было доступно работникам треста всех уровней совершенно бесплатно. В многотысячном коллективе, во всех его подразделениях неизменно царила здоровая созидательная атмосфера, хороший деловой производственный настрой, стремление быть лучшими на своём участке. Бесспорно, что все эти успехи, достижения и обретения треста стали возможны, прежде всего, благодаря высочайшему профессионализму их инициатора и зачинателя, его замечательным лидерским способностям, редкостным свойствам характера и душевным качествам.

А ещё его отличала подлинная порядочность, чистота мировоззрения, романтическая вера в светлые идеалы, которые проповедовались и были обозначены на знамёнах тогдашней державы. И такая убеждённость, может быть, несколько наивная, ни у кого не вызывала сомнений или скепсиса – так он был искренен и прямодушен, заражая своей нацеленностью и энтузиазмом окружающих. Созидатель, подвижник, труженик, он совершенно беззаветно и бескорыстно отдавал свой великий дар людям, Узбекистану, с которым связал свою судьбу.

Его заслуги в этом солнечном крае нужно измерять не рублями или долларами, а выросшими городами, предприятиями-гигантами, сотнями тысяч состоявшихся человеческих судеб. Что же касается наград, то по меркам того времени они были высочайшими: орден Ленина, два орденами Трудового Красного Знамени, звание «Заслуженный строитель Узбекистана», премия Совета Министров СССР – это лишь малая их часть.

Для его родных особенно важно, — несмотря на предельную занятость на работе, он всегда оставался прекраснейшим, заботливым семьянином – мужем, отцом, дедом. С супругой они прожили душа в душу почти 60 лет, являя всем вокруг образец великой любви и преданности.

А когда уже в преклонном возрасте жена его серьёзно заболела, была прикована к постели и нуждалась в постоянном уходе, немолодой уже Леонид Яковлевич решительно взял на себя роль сиделки и медсестры, повара и домохозяйки. И делал это с таким старанием, с такой трогательной заботой и отзывчивостью, что слёзы наворачивались на глаза всех видевших его.

Уход любимой жены он тяжело переживал все последние годы, до самой своей кончины. Но он продолжал с открытой душой самозабвенно любить и заботиться о детях и внуках, племянниках и ближайших друзьях, в каком уголке планеты они бы ни жили. Всем сердцем радовался и гордился успехами каждого. Дружить он тоже умел только по-настоящему – преданно, горячо, с полной готовностью прийти на помощь по первому зову. Был душой любой компании, знал много интереснейших историй и песен, которые пел сильным красивым голосом. А как по-детски искренне, заразительно он смеялся! Рядом с ним просто невозможно было оставаться в унынии, флюиды веселья, жизнерадостности, оптимизма шли от него к окружающим мощнейшим потоком.

Многогранность его таланта проявлялась в самых разных сферах. Несомненен был его литературный и музыкальный дар: множество стихов, сочинённых песен с собственным исполнением под гитару, две автобиографические книги, которыми зачитывались не только знающие его люди, но и многие незнакомые в Узбекистане, блестящие журналистские тексты… Он любил играть в шахматы, в которых он был очень силён и играл до самых последних дней (то же касается и игры на бильярде). Феноменальная память: все имена и фамилии людей, номера телефонов он помнил наизусть, обходясь без записной книжки.

Заметные успехи отличали его в изучении английского языка, в овладении компьютером и прочими гаджетами, хотя занялся он всем этим уже далеко не в молодом возрасте. Я помню его завсегдатаем всех заслуживающих внимания культурных мероприятий – концертов, театральных премьер, творческих встреч, библиофилом, активным спортивным болельщиком – всего не перечислишь.

Были в его жизни и трудности, надуманные проблемы, причём немалые. Пришлось столкнуться с беззаконием, предательством, несправедливостью, кознями и завистью недоброжелателей. Об этом наши читатели хорошо знают. Но он выстоял, преодолел все преграды, доказал свою правоту и вышел победителем из всех не им затеянных сражений, порой самых жестоких. Он, несмотря на изменившуюся конъюктуру, продолжал верить в уважаемого им Шарафа Рашидова, защищать его имя и деяния. Об этом убедительно свидетельствуют его письма и выступления на мероприятиях, проведённых в честь 100-летия, а затем 105 – летия бывшего руководителя нашей республики.

Он по-прежнему остался всё таким же сильным и несгибаемым, добрым и оптимистичным, отзывчивым и честным человеком. Гимном всей его жизни была любимая песня «Я люблю тебя, жизнь!» Константина Ваншенкинa и Эдуарда Колмановского.

Таким, любящим людей и жизнь, он навсегда останется в нашей памяти.

Ало Ходжаев

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Акбар Джураев стал серебряным призером Олимпийских игр Париж-2024

Представитель сборной Узбекистана по тяжёлой атлетике Акбар Джураев добавил в ряд своих наград и серебряную медаль Париж-2024. Узбекистанский спортсмен,...

Больше похожих статей