Противоположностью истины является
другая истина.
Ж.Вольфром
27 ноября 2022 г. в Nuz.uz была опубликована статья «Вся правда об изменении климата и глобальном потеплении на Земле», вызвавшая неоднозначные дискуссии в социальных сетях. Это были наброски результатов многолетних исследований нашего коллеги по Ташкентскому бизнес-клубу Евгения Олевского. Но, к сожалению, преждевременный уход из жизни не позволил ему завершить эту работу. Так, в публикации делается вывод, что углекислый газ является не самым определяющим фактором потепления на планете. Если его вклад составляет 9-26% от общего числа парниковых газов, то водяной пар, выделяющийся за счет испарений океана, составляет 36-72%, остальную долю составляет метан (4-9%) и озон (3-7%).
Помимо газов решающую роль играет вулканизм, а также изменение наклона оси вращения Земли под воздействием расположения планет Солнечной системы.
В статье также утверждается, что увеличение СО2 в атмосфере способствует увеличению зеленой массы на планете за счет интенсивного роста лесных поверхностей.
Последние несколько лет, мы, в рамках площадки клуба, неоднократно дискутировали по этим проблемам, и я хотел бы дополнить публикацию Олевского Е.И. материалом, почерпнутыми из его коллекции и других схожих статей на различных информационных ресурсах.
Так, учёные многих стран, различные международные организации и, в первую очередь, ООН, совершенно оправданно озабочены происходящими в последние несколько десятилетий климатическими изменениями на планете Земля. Глобальное потепление вызывает таяние ледников, как в океане, так и в горных массивах. Несмотря на осадки, идёт повсеместное высыхание рек и озёр, появились миллионы климатических беженцев. На этом фоне увеличивается количество аномальных проявлений – цунами, землетрясения, извержения вулканов и т.п.
Это заставляет в свою очередь бить тревогу многие экологические организации, принимать меры сдерживающего характера. В частности, отталкиваясь от теории антропогенного характера потепления на Земле и в целях декарбонизации в 1997 г. в японском городе Киото под эгидой ООН был подписан Киотский протокол, а в 2015 г. было принято парижское соглашение, которое подписали 197 стран. Цель этих документов – стабилизация уровня концентрации парниковых газов в атмосфере, существенное сокращение глобальных выбросов парниковых газов и ограничение повышения глобальной температуры до 20С. При этом предусматривается ограничение странами-участниками снижение выбросов парниковых газов в зависимости от доли общих выбросов. Так, у Китая эта доля составляет 32,93% (1 место), а у Узбекистана 0,33% (40 место). Интересно, что международное судоходство выбрасывает 1,85%, а международная авиация 1,03%. В результате произошло сдерживание деятельности многих промышленных объектов, что существенно отразилось на развитии мировой экономики.
И этот процесс под давлением ООН и мировой общественности продолжается. Так, в ноябре 2022 г. на 27-й конференции ООН по изменению климата в Шарм-аль-Шейхе, Антониу Гуттериш напомнил о необходимости наращивания усилий по сокращению выбросов в атмосферу парниковых газов, предусмотренных Парижским соглашением. Создаётся впечатление, что проводится огромная работа по спасению планеты и нормализации климатических условий Земли.
Но не всё так просто. Начнём с того, что нигде в официальных документах по этому вопросу нет статистики о влиянии мер по декарбонизации на снижение темпов потепления за весь период этой работы. Канада в 2012 г. вышла из Киотского протокола, а США его подписали, но до настоящего времени не ратифицировали. А то, что известный климатолог, профессор Колумбийского Университета Джемс Хансен назвал Парижское соглашение «мошенническим» в какой-то степени колеблет уверенность в эффективности принимаемых мер.
В то же время появляются многочисленные публикации основанные на исследованиях известных учёных из областей климатологии, сейсмологии, гляциологии, океанологии и других, созвучных выводам нашего коллеги Олевского Е.И.
Любопытными представляются исследования проведенные в регионе Антарктиды.
Ученые выяснили, что там в основном тают расположенные в западной части ледники Туэйтс и Пан-Айленд, под которыми обнаружены повышенные геотермальные потоки и вулкан. В Гренландии обнаружены озера подо льдом, а в мае 2010 г. фиксировалась кратковременная остановка Гольфстрима, вызванная геотермальными потоками. Установлено также, что потепление происходит по всему океану на глубине не менее 800 м, что никак нельзя связать с выбросом парниковых газов СО2. Так же, как и рост среднегодовой температуры 2,5 – 2,8 раз на крайнем Севере в России на полуострове Таймыр.
При этом российские учёные крайне озабочены этим фактором, который вызывает таяние вечной мерзлоты, нарушение структуры почвы и негативное влияние на флору и фауну региона. Так в чем же тогда причина глобального потепления?! В случае с Таймыром это объясняется отмеченным смещением магнитного полюса из Канадской Арктики в направлении западной Сибири.
Отмечается также, что значительный спад выбросов в атмосферу СО2 во время пандемии никак не отразился на его содержании в атмосфере. Океанологи утверждают, что СО2 в атмосфере растёт не от человеческого фактора, а от нагрева океана (95%) в результате эндогенной активизации планеты. Дальше больше. Начинают возникать конспирологические теории о сбое в работе ядра планеты что и вызывает мощное выбрасывание нейтрино из недр, аномальное расширение Земли в области экватора, что в свою очередь вызвано воздействием на Солнечную систему внешних факторов.
Но оставим такого рода выводы за скобками из-за недостаточной изученности, на мой взгляд, и критики со стороны оппонентов из числа видных ученых, и вернёмся к статье Олевского Е.
А там ещё говорится о цикличности климатических изменений в истории Земли, причём более значительных и разрушительных. Например приблизительно 12 тысяч лет назад в начале голоценового периода уровень моря из-за потепления и таяния ледников поднялся примерно на 35 метров. В тот период исчезло множество больших животных — мамонты, мастодонты, саблезубые тигры и другие. Разумеется ни о каком антропогенном факторе в тот период речи не было. Так или иначе, сегодня в мире всё чаще звучат голоса в пользу возвращения к традиционным источникам энергии. Например, в соседнем Казахстане энергетики назвали Грету Тунберг «нездоровой девочкой, ставшей символом радикального экологизма», приняли решение строить ГРЭС на угле и начинают с Экибастузского энергоузла.
В декабре 2022 г. пришла информация о том, что Англия в связи с резким похолоданием запускает 2 резервные угольные электростанции. Ожидается, что угольная генерация в Европе по итогам 2022 г. может вырасти на одну треть, и эта тенденция будет продолжаться.
Возникает вопрос: если всё так очевидно, почему позиция ООН остается непоколебимой и поддерживается большинством стран? Наверное, это тема для отдельной дискуссии. Могу только констатировать, что в последнем докладе ЮНЕП по окружающей среде озвучены цифры финансирования этой программы – инвестиции должны вырасти до 4-6 трлн долларов в год, начиная с 2023 г.
Конечно, вышеназванные результаты исследований нисколько не снижают актуальности развития «зеленой энергетики», в первую очередь в мегаполисах, мер по снижению загрязнения атмосферы, внедрения очистных технологий и фильтрования на тех же ТЭЦ.
И наш коллега Олевский Е.И. над этим много работал. Надеемся, что такого рода идеи будут в перспективе реализовываться повсеместно, а последние исследования климатологов будут услышаны в высоких кабинетах.
А.НАСЫРОВ, член «Ташкентского бизнес клуба»
Фото КЛИМАТ, Иван Шилов, ИА РЕГНУМ