Информационная служба ассоциации «Узтекстильпром» опубликовала интервью первого заместителя министра иностранных дел Узбекистана Фурката Сидикова.
По словам дипломата, для реализации поставленных руководством страны задач дипмиссии Узбекистана в зарубежных странах по согласованию с Министерством иностранных дел, Министерством инвестиций и внешней торговли используют новые, нестандартные для экономической дипломатии методы продвижения экспорта текстильной продукции.
В качестве примера была приведена работа на пакистанском и польском направлениях.
Как известно, Исламская Республика Пакистан уже более 50 лет является крупным производителем текстильной продукции не только в Южной Азии, но и в мире.
Известными брендами, выпускающими свои одежды в ИРП, являются Adidas, Nike, Kappa, Gap, Interloop, Denim, Jack & Jones, Geox, Ralph Lauren, Zara, Cambridge и другие.
В целом, на отрасль приходится около 65% пакистанского экспорта.
Основная работа узбекских дипломатов в Пакистане началась с проведения исследований производственных мощностей, сырьевой базы, преимуществ и недостатков. Они осуществлялись путем посещения текстильных хабов — Файсалабад, Лахор, Карачи и других, ознакомления с деятельностью различных компаний для проведения соответствующих анализов.
В результате сформировалась необходимая информация и были установлены доверительные контакты с владельцами ведущих текстильных компаний и ассоциаций этой страны. От них были получены и глубоко проанализированы статистические и другие данные, имеющие практическое значение.
Далее были налажены прямые рабочие контакты с отечественными производителями текстильной продукции, отраслями и хокимиятами областей, а также организованы адресные визиты потенциальных импортеров в узбекские фабрики и заводы.
В результате с участием пакистанских трейдеров, был запущен экспорт в Пакистан отечественной хлопчатобумажной пряжи, полотна и других товаров.
Динамика роста объема поставок из Узбекистана в Пакистан текстильных товаров такова: в 2018 году данный показатель составил 5,5 миллиона долларов, в 2019-м – 10,4 миллиона, в 2020-м – 15 миллионов, а в 2021-м – уже 59 миллионов долларов
Среди стран ЕС Польша является крупным импортером узбекской текстильной продукции. Экспорт этих товаров из Узбекистана в Польшу по итогам 2021 года составил 67,5 миллиона долларов, что составляет 48% от всего узбекского экспорта текстиля в страны Евросоюза. Ожидается, что до конца 2022 года эта цифра достигнет 75 миллионов долларов.
С этой целью, совместно с Ассоциацией «Узтекстильпром» были впервые учреждены торговые дома текстильных фабрик «HAJ TEX» (Бухарская область) и «ZELAL TEKSTIL» (Ташкент) в польском городе Лодзь.
В 2021 году Узбекистан присоединился к системе преференций «GSP+» Евросоюза. Теперь на европейский рынок можно беспошлинно экспортировать более 6,2 тысячи видов продукции. Однако на Европу приходятся лишь 6 процентов экспорта узбекских текстильных товаров.
В этой связи диппредставительствам Узбекистана в странах ЕС при поддержке отраслей еще предстоит проделать масштабную работу по эффективной реализации экономической дипломатии для достижения целей использования преференций системы «GSP+».
Президентом Узбекистан в ходе видеоселекторного совещания по вопросам развития промышленности, состоявшегося 7 ноября этого года, отмечена необходимость придать новую динамику развитию текстильной отрасли. С этой целью в 2023 году будет принята программа по экспорту отраслевой продукции более чем на 5 миллиардов долларов.
В.Новиков