back to top
3.6 C
Узбекистан
Четверг, 26 декабря, 2024

Сократится ли уровень бедности при инвестировании в образование?

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,150ПодписчикиПодписаться

Ликвидация нищеты во всех ее формах является первой из 17 целей в области устойчивого развития (ЦУР) на период до 2030 года. Среди факторов способствующих снижению бедности и обеспечению равенства – образованию уделяется особое внимание.

Последнее, благоприятствуя накоплению человеческого капитала, может стать катализатором вывода семей или общин из порочного круга бедности. Образование, как подрастающего поколения, так и взрослых является мощной движущей силой развития и одним из самых сильных инструментов для сокращения бедности и улучшения показателей в области здравоохранения, гендерного равенства, мира и стабильности[1].

У более образованных людей больше шансов найти работу, они экономически более продуктивны и, следовательно, получают более высокие доходы[2]. Доказано что улучшение образования женщин влияет снижению детской смертности, поскольку женщины с формальным образованием чаще обращаются за медицинской помощью и лучше информированы о методах медицинского обслуживания для себя и своих детей.

Менее обеспеченные семьи не всегда имеют достаточные средства для удовлетворения основных потребностей членов семьи, включая образование. В этом контексте именно государственные расходы на образование являются с одной стороны поддержкой для этих семей, с другой ценной инвестицией для будущего экономического роста страны. Так как, человеческий капитал является наиважнейшим активом любой экономики, особенно экономики, основанной на знаниях. Согласно исследованиям, рост человеческого капитала на 1 % увеличивает темпы экономического роста на 0,4%[3].

Узбекистан и зарубежные страны. Не смотря на то, что образование всегда было одним из приоритетных сфер политики Республики Узбекистан с первых дней независимости, особо положительная тенденция во всех уровнях образования наблюдается за последние 5 лет. В частности, населения соответствующего возраста вырос на 38,2 п.п. (с 23,8% в 2016 г. до 62% в 2021 г.[4]), общеобразовательными школами на 0,9 п.п. (с 96,9% в 2016 г. до 97,8% в 2021 г.[5]), охват выпускников с высшим образованием на 29 п.п. (с 9% в 2016 г. до 38% в 2021 г.[6]). В 2020 году государственные расходы на образование составили 4.9% от доли ВВП.

Мировой опыт. Южная Корея. В Южной Корее именно государственная политика сделала образование самой большой частью бюджета после обороны. Таким образом, он изменил социальную политику, сократил бедность и помог поднять уровень образования до рекордно высокого уровня[7].

Бюджетные расходы правительства Китай на образование составляли выше 4 % ВВП в течение 8 лет (с 2011 по 2019 гг.). Были инициированы специальные планы набора, предоставляя возможность большему количеству студентов из сельских и бедных районов поступать в крупные университеты и колледжи, снижая баллы при поступлении и предоставляя дополнительные стипендии, чтобы увеличить долю сельских студентов в основных колледжах и университетах и позволить большему количеству сельских детей получить доступ к высококачественным ресурсам высшего образования.

В Бразилии государственные расходы на образование увеличились с 2,7 процента ВВП в 1980 году до 4,5 процента в 2000-х годах, при этом большая часть дополнительного финансирования направлялся на начальное образование. Улучшение образования привело к появлению более квалифицированных рабочих и, следовательно, к более высоким доходам. В результате, страна достигла значительных успехов в борьбе с бедностью благодаря развитию сферы образования. Повышение качества образования включало целей по улучшению и созданию национальной системы оценивания. Эта национальная система сегодня оценивает прогресс по школам, муниципалитетам, штатам и регионам Бразилии, включая оценку знаний учащихся по различным предметам с целью улучшения их результатов в соответствии с международными стандартами.

IV Данные и Методология. Оценка влияния государственных затрат на образование на уровень бедности населения был произведен на основе данных всемирного банка в разрезе 52 стран мира с низким и средним доходом в период 1990-2020. Данный анализбыл выполненс использованием модели фиксированных эффектов (Fixed Effects model) (Akbar et al., 2019).

С целью анализа влияния государственных затрат на образование на сокращение бедности, были использованы государственные расходы на образование (% от ВВП) в качестве главной независимой переменной и Коэффициент бедности (% от населения) как зависимая переменная. Болеетого, были использованы такие контрольные переменные, как Инфляция, потребительские цены (ежегодный %), темпы роста численности населения (ежегодный %), Торговля (сумма экспорта и импорта от доли ВВП), валовое накопление капитала (% от ВВП) и рост ВВП на душу населения (годовой %).  

V Результаты оценки

В этом исследовании  были проведены 2 регрессионных анализа: Модель с фиксированными эффектами (Fixed Effects model) и модель со случайными эффектами (Random Effects model). Далее был проведён Хаусман тест, чтобы выявить какой метод подходит для данного анализа. Данный тест показал, что модель с фиксированными эффектами более надёжен для данного анализа, так как P-value = 0,01, что меньше альфы (0,05). Более того, был проведён VIF тест на мультиколлинеарности, где было выявлено, что среднее значение VIF ниже 5ти и составляет 1.37, что говорит нам, что независимые переменные не имеют тесной корреляции друг с другом. Из этого следует вывод, что предположение о мультиколлинеарности не нарушен (Табл.1).

Таблица 1

Оценка степени влияния факторов на уровень бедности

VARIABLESFixed Effects
Государственные затраты на образование (% к ВВП)-0.027***
 (0.0029)
Темпы роста численности населения (%)2.17***
 (0.81)
Темпы роста ВВП (%)-0.0041*
 (0.0022)
Инфляция (%)0.004**
 [0.0022]
Валовое накопление капитала (%)-0.013***
 [0.0029]
Торговля-0.0036
 (0.0027)
Constant19.48***
 (1.795)
Observations644
R-squared0.21
Number of Countries52

Источник: Разработано автором на основе данных Всемирного Банка

(https://databank.worldbank.org/source/world-development-indicators)

Полученные результаты регрессии модели с фиксированными эффектами свидетельствуют о том что, увеличение государственных затрат на образование на 1% способствует снижению бедности почти на 0,03%. Результаты нашего исследования согласуются с существующей литературой (Hidalgo-Hidalgo and Iturbe-Ormaetxe, 2018), в которой исследовалась связь между государственными расходами на образование и уровнем бедности и было обнаружено, что увеличение расходов на образование способствует снижению бедности. Это подразумевает, что чем больше правительство инвестирует в образовательный сектор, тем больший эффект он оказывает на сокращение бедности. Далее было рассмотрено отношение между бедностью и валовым накоплением капитала, что является показателем внутренних инвестиций. Было выявлено, что рост ВНК способствует сокращению бедности. Влияние ВНК на бедность происходит через ВВП, где увеличение ВНК приводит к росту ВВП и, следовательно, стимулирует сокращение бедности. Также, ВНК являются ключевым фактором, положительно влияющим на производительность труда в экономике. Кроме того, ВНК оказывают стимулирующее влияние на экономический рост, обеспечивая инфраструктуру для развития экономической деятельности. В итоге, валовое накопление капитала косвенно влияет на бедность, в основном, через ВВП (Saleem and Zaheer, 2018). В данном исследовании тоже роста ВВП привело к снижению бедности. По мере роста экономики растут и возможности для трудоустройства и роста доходов. Более сильные рынки труда и более высокий уровень доходов, как правило, помогают семьям, живущим в бедности, преодолеть порог бедности (Adams, 2003). Также, было рассмотрено отношение между бедностью и торговлей, где получены результаты, что увеличение торговли приводит к сокращению бедности. Торговля, как правило, увеличивает доходы, что позитивно влияет на экономический рост, который в свою очередь уменьшает бедность. Торговля, снижая стоимость того, что страна покупает, повышает цену того, что она продаёт, что, в результате, стимулирует сокращение бедности (Brooks, 2003). Торговые реформы могут принести пользу бедным, которые заняты в экспортных секторах, давая им возможность для трудоустройства и, следовательно, для увеличения их доходов, что, в конечном итоге, способствует сокращению бедности (World Bank Group, 2018). Кроме того, была выявлена положительная связь между бедностью и инфляцией, где при увеличении инфляции может увеличиться уровень бедности.Высокая инфляция, как правило, усугубляет неравенство или бедность, потому что она сильнее бьет по доходам и сбережениям более бедных или средних домохозяйств, чем богатых домохозяйств. Домохозяйства, недавно вырвавшиеся из бедности, могут оказаться в ней обратно из-за роста инфляции (Gill and Nagle, 2022).

По таблице можно заметить, что переменная темпов роста численности населения оказалась статистически незначимой.

Также, данные результаты согласуются с несколькими исследовательскими работами (Ahlburg, 1996; Akbar et al., 2019; Hidalgo-Hidalgo and Iturbe-Ormaetxe, 2018; Kelbore, 2015; Klasen and Lawson, 2007; Le Goff and Singh, 2014).

VI Выводы и предложения По результатам проведенного эмпирического анализа выявлено, что затраты на систему образования способствуют сокращению бедности населения в мире. Ранее в литературном обзоре было упомянуто, что доля государственных затрат на образование к ВВП составила 4,92% в Узбекистане в 2020 году, в то время, как среднее значение доли расходов на образование в данном исследовании составило 4,11. В целях улучшения адресности мер по сокращению бедности Узбекистану следует направить инвестиции на отдельно взятые программы в образовании такие, как выделение субсидий на зарплату учителей для проведения дополнительных занятий с детьми, отстающих в образовании от своих сверстников[8].

Таким образом, образование всегда являлось неотъемлемой частью успешного будущего. Исходя из результатов анализа, выделение достаточного количества бюджета в сфере образования несомненно может послужить инструментом сокращения бедности в стране. Следуя мировой тенденции, где особое внимание уделяется сфере образования при распределении государственных затрат, Узбекистан может значительно снизить уровень бедности и достичь высоких показателей в долгосрочной перспективе.

VII Источники и литература

  1. Abuasi, N. (2020). How education in South Korea slashed poverty. The Borgen Project. Available from https://borgenproject.org/education-in-south-korea/ [Accessed 10 August 2022].
  2. Ahlburg D. (1996). Population growth and poverty. SpringerLink. Available from https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-662-03239-8_7 [Accessed 22 August 2022].
  3. Akbar, M. et al. (2019). Public spending, education and poverty: a cross-country analysis. Journal of multidisciplinary approaches in science 4, 1, 12-20.
  4. Anderson, E. et al. (2018). Does government spending affect poverty? A Meta regression analysis. World development, 103, 60-71.
  5. Brooks, D. (2003). Trade and poverty: what are the connections? Asian Development Bank. Available from https://www.adb.org/publications/trade-and-poverty-what-are-connections [Accessed 16 October 2022].
  6. CGTN (2020). China focuses on education to combat poverty. CGTN. Available from https://news.cgtn.com/news/2020-05-21/China-focuses-on-education-to-combat-poverty-QDDbyBspG0/index.html [Accessed 11 August 2022].
  7. Child Fund, no date. Poverty and education. ChildFund. Available from https://www.childfund.org/poverty-and-education/ [Accessed 16 October 2022].
  8. Cision (2021). CGTN: education in China’s fight against poverty: leaving no one behind. Cision. Available from https://www.newswire.ca/news-releases/cgtn-education-in-china-s-fight-against-poverty-leaving-no-one-behind-803686449.html [Accessed 12 August 2022].
  9. GCDRC (no date). Measuring poverty. Available from https://gsdrc.org/topic-guides/poverty-and-inequality/measuring-and-analysing-poverty-and-inequality/measuring-poverty/#ravallion-chen-2013 [Accessed 12 September 2022].
  10. Hidalgo-Hidalgo, M. and Iturbe-Ormaetxe, I. (2018). Long-run effects of public expenditure on poverty. SpringerLink. Available from https://link.springer.com/article/10.1007/s10888-017-9360-z [Accessed 29 September 2022].
  11. Heckman, J. and Carneiro, P. (2003). Human capital policy. National bureau of economic research. Available from https://www.nber.org/papers/w9495 [Accessed 30 September 2022].
  12. Karam, A. (no date). Education as the pathway towards gender equality. United Nations. Available from https://www.un.org/en/chronicle/article/education-pathway-towards-gender-equality [Accessed 20 September 2022].
  13. Kelbore, Z. G. (2015). Trade openness, structural transformation, and poverty reduction: Empirical evidence from Africa. MPRA. Available from https://mpra.ub.uni-muenchen.de/65537/1/MPRA_paper_65537.pdf [Accessed 25 August 2022].
  14. Klasen, S. and Lawson, D. (2007). The impact of population growth on economic growth and poverty reduction in Uganda. Econstor. Available from https://www.econstor.eu/handle/10419/31966 [Accessed 20 August 2022].
  15. Le Goff, M. and Singh, R. J. (2014). Does trade reduce poverty? A view from Africa. ScienceDirect. Available from https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2214851514000024 [Accessed 19 August 2022].
  16. Njong, A. M. (2010). The effects of educational attainment on poverty reduction in Cameroon. Journal of education administration and policy studies, 2 (1), 001-008.
  17. Sabry, S. (2016). How did Brazil reduce poverty and inequality? Mada. Available from https://www.madamasr.com/en/2016/01/21/opinion/economy/how-did-brazil-reduce-poverty-and-inequality/ [Accessed 16 August 2022].
  18. Saleem, M. and Zaheer, R. (2018). A study on influence of domestic investment on the economic growth during 1980-2016. Journal of Global Economics, 6 (3). Available fromhttps://www.hilarispublisher.com/open-access/a-study-on-influence-of-domestic-investment-on-the-economic-growth-during-19802016-2375-4389-1000302.pdf [accessed 16 october 2022].
  19. The World Bank, no date. The role of trade in ending poverty. The World Bank Group. Available from https://www.worldbank.org/en/topic/trade/publication/the-role-of-trade-in-ending-poverty [Accessed 16 October 2022].
  20.  The World Bank, no date. Trade and poverty reduction: new evidence of impacts in developing countries. World Bank Group. Available from https://www.wto.org/english/res_e/booksp_e/wto_wbjointpublication_e.pdf [Accessed 16october 2022].
  21. UNICEF, no date. Girls’ education: gender equality in education benefits every child. UNICEF. Available from https://www.unicef.org/education/girls-education#:~:text=Girls%20who%20receive%20an%20education,strengthens%20economies%20and%20reduces%20inequality. [Accessed 20 September 2022].
  22. United Nations, no date. Poverty eradication. Department of economic and social affairs. Available from https://www.un.org/development/desa/socialperspectiveondevelopment/issues.html#:~:text=Poverty%20entails%20more%20than%20the,of%20participation%20in%20decision%2Dmaking [Accessed 16 October 2022].
  23. United Nations, no date. Ending poverty. Peace, dignity and equality on a healthy planet. https://www.un.org/en/global-issues/ending-poverty [Accessed 16 October 2022].
  24. Государственный комитет республики Узбекистан по статистике (2022). Available from https://stat.uz/ru/ [Accessed 18 August 2022].
  25. Президент Республики Узбекистан (2022). Всем выпускникам школ. Available from https://president.uz/ru/lists/view/5216 [Accessed 17 August 2022].

VIII Аппендикс

ПеременныеНазвания в таблице регрессииИзмеренияИсточник
    
Коэффициент бедности на уровне 1,90 доллара в деньБедность(% от населения)World Bank, World Development Indicators
Государственные расходы на образованиеЗатраты(% от ВВП)World Bank, World Development Indicators
Инфляция, потребительские ценыИнфляция(ежегодный %)World Bank, World Development Indicators
Рост населенияНаселение(ежегодный %)World Bank, World Development Indicators
Торговля (сумма экспорта и импорта от доли ВВП)Торговля(% от ВВП)World Bank, World Development Indicators
Валовое накопление капиталаВНК(% от ВВП)World Bank, World Development Indicators
Рост ВВП на душу населения (годовой %)Рост ВВП(годовой %)World Bank, World Development Indicators

VIF тест на мультиколлинеарность

ПеременнаяVIF1/VIF
Расходы1.020.982566
Население1.120.896188
Рост ВВП на душу населения1.130.885330
ВНК1.100.910190
Инфляция1.050.954421
Торговля1.010.988802
Mean VIF1.07 

Hausman test

   Coef.
 Chi-square test value16.811
 P-value.01

[1] https://www.worldbank.org/en/topic/education/overview

[2] Van der Berg, Seervas Poverty and education/ International Institute for Educational Planning UNESCO International Academy of Education 2008

[3]Hanushek А. et al. Education and economic growth: it’s not just going to school, but learning something while there that matters// Spring 2008 / Education next

[4] Данные Государственного комитета по статистике Республики Узбекистан

[5] Данные Государственного комитета по статистике Республики Узбекистан

[6] https://president.uz/ru/lists/view/5216

[7] https://borgenproject.org/education-in-south-korea/

[8] Данный метод также предлагается Нобелевскими лауреатами Абхиджит Банерджи, Эстер Дюфло, Майклом Кремером. В результате одного из их исследований более пяти миллионов индийских детей воспользовались эффективными программами коррекционного обучения в школах.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. За тридцать лет прогадили лучшую систему образования в мире!И спустя тридцать лет спохватились,когда поняли,что несколько поколений идиотов вырастили…Браво,МНО!!!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Акбар Джураев стал серебряным призером Олимпийских игр Париж-2024

Представитель сборной Узбекистана по тяжёлой атлетике Акбар Джураев добавил в ряд своих наград и серебряную медаль Париж-2024. Узбекистанский спортсмен,...

Больше похожих статей