...Люблю я последние дни октября.
Скрипичным оркестром охваченный город.
Люблю эту свежесть
и ясность погоды.
Природа спокойно уходит в себя…
Нет, у Александра Аркадьевича Файнберга иначе – «последние дни сентября». Но именно в октябре, в его предпоследнюю субботу, члены клуба «Интеллектуал», под руководством Бориса Рахимовича Бабаева, собравшиеся в конференц-зале Национальной библиотеки, смотрели документальный фильм Джасура Исхакова «Александр Файнберг». Фильм замечательного узбекского кинематографиста о замечательном узбекистанском поэте. Слушали «глуховатый голос поэта», впускали в свою душу его испытующий взгляд… И отражением, маленьким верным зеркалом этого взгляда и голоса была сидевшая в первом ряду Инна Глебовна…
Октябрь – очень месяц Файнберга. Сразу по излёте его, когда второй месяц осени только-только уступил место третьему, поэт родился. На пике октября – ушел… И в фильме, посвященном Файнбергу, звучали «осенние» его строчки, давно знакомые, но принимаемые теперь по-иному: в самое сердце. Потому что – по крайней мере для меня – вторили им тихим, нежным эхом слова о Саше, как она его называла, Риммы Николаевны Волковой, старейшего журналиста и многолетнего друга семьи Файнбергов:
«…Прощальные речи… Он их уже не слышал. Я увидела, как опустился на грудь Саши резной золото-багряный осенний лист. Господи, вот оно – великое прозрение поэтов! Сколько раз упоминал он в своих стихах об этом листе:
А за все, в чем был виновен я,
В осень, в золотые сумерки,
Буду листьями кленовыми
Опускаться к твоей туфельке…»
Воспоминания об Александре Файнберге – нежнейшие, горчайшие – вошли в книгу очерков Риммы Волковой «Пристанище любви», увидевшую свет незадолго до ее собственного ухода. Отрывок из этой книги я прочитала собравшимся в клубе после просмотра фильма Исхакова. И – опять эхо, перекличка душ: встал поэт Сергей Гордин и добавил, дополнил, «довершил» эти воспоминания, экранное и словесное, еще одним – сокровенным, пронзительным… Оказывается, в самые последние свои дни Римма Николаевна высказала дочери просьбу на первый взгляд странную, но – насколько же правильную и правомерную!
Как именно эта просьба звучала?
Так, что не забудется никогда:
«Передай Саше, чтобы он меня Т А М нашел. Чтобы встретились…»
…Александр Файнберг… Джасур Исхаков… Римма Волкова… Уходящая – или уже ушедшая? – плеяда Хранителей города.
Нашего Ташкента.
Лейла Шахназарова