Вносимые изменения и дополнения в Конституцию Узбекистана является новым прогрессивным шагом для расширения демократии в стране и совершенствования национальной государственности.
Конституция – правовой фундамент государства, продукт политической мудрости и мышления народа, отражает волю, дух, общественное сознание и культуру.
Сегодня, в рамках конституционных реформ, расширяются полномочия Олий Мажлиса Республики Узбекистан. В частности, в статье 80 предусмотрено ряд дополнений, направленных на расширение полномочий Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
В частности, в рамках статьи 80 Конституции дополняется полномочиями по назначению председателя Счетной палаты, назначению и освобождению от должности директора Агентства по противодействию коррупции Республики Узбекистан, а также назначение и освобождение по представлению Президента Республики Узбекистан дипломатических представителей Республики Узбекистан в иностранных государствах и при международных организациях, заслушивание отчетов по вопросам, связанным с их деятельностью. Счетная палата Республики Узбекистан наделена широкими полномочиями в сфере бюджетного контроля.
В демократическом обществе, где единственным источником государственной власти является народ, формирование и функционирование счетных палат подчинено потребности всего общества в контроле над финансовой деятельностью государства, эффективностью управления вверенными ему общественными финансами.
Счетные палаты контролируют власть от имени и в интересах общества, что определяет основные принципы, порядок их работы, на которых строится их деятельность. Счетные палаты создаются в качестве специальных государственных институтов в целях эффективного обеспечения контроля над финансовой деятельностью всего государственного аппарата. Именно на эти органы возлагаются ответственность за аудит государственных доходов и расходов, обеспечение финансовой безупречности и подотчетности государственной системы, а также другие функции, связанные с проведением внешнего государственного финансового контроля деятельности органов исполнительной власти.
Бюджетные полномочия Счетной палаты закреплены в статье 26 Бюджетного Кодекса.
К ее задачам относятся: оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов государственного бюджета; анализ выявленных отклонений от установленных показателей Государственного бюджета; регулярное представление Сенату и Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан информации об исполнении Государственного бюджета и результатах финансового контроля.
Агентства по противодействию коррупции Республики Узбекистан, созданный в 2020 году является относительно новым органом в системе правоохранительных органов.
В функции Агентство входит проводить систематический анализ состояния коррупции в стране. Анализировать результаты расследования коррупционных преступлений и организовать эффективную борьбу против коррупции в стране. Эти два органа должны обеспечить эффективность в противодействии коррупции. Поэтому назначение народными представителями Председателя Счетной палаты очень важно. Это обеспечит независимость этих органов, а это является одним из требований международных принципов.
Согласование по представлению Президента Республики Узбекистан кандидатур дипломатических представителей Республики Узбекистан в иностранных государствах и международных организациях в Сенате является возможностью оказывать влияние на кадровый состав дипломатической службы страны и существенным элементом контрольной деятельности Верхней палаты. Это очень важно. Так, дипломатические представители должны представлять отчет перед Сенатом, а учитывая какая сейчас обстановка в мире и как она динамична меняется это очень важно.
Такая процедура будет способствовать совершенствованию системы сдержек и противовесов, глубокому анализу, который позволит сделать соответствующие выводы о внешнеполитической ситуации.
Какое же значение имеют вносимые в статью 80 Конституции изменения?
На первый взгляд, ничего особенного, просто дополняются новыми полномочиями Сенат. На само деле вводимые изменения имеют важное как политическое, так и юридическое значение.
Во-первых, прежде всего, вносимые изменения и дополнения совершенствуют механизм сдержек и противовесов. Представление ежегодного Национального доклада о противодействии коррупции – это ни что иное как совершенствование механизма сдержек и противовесов между законодательной и исполнительной ветвями власти.
В случае, если представленный доклад будет признан неудовлетворительным, будет слишком много нерешенных проблем, Олий Мажлис может поставить вопрос об освобождении от должности директора Агентства по противодействию коррупции, если стратегия борьбы с коррупцией будет признана Парламентом не эффективной.
Во-вторых, расширяются контрольные функции Олий Мажлиса. Контрольные функции Парламента вытекает из его демократической природы, то есть представители народа должны контролировать все сферы общественной жизни в государстве, включая внешнеполитическую деятельность. Полномочие представители могут представлять отчет перед Сенатом, который позволит сделать соответствующие выводы о внешнеполитической ситуации.
В-третьих, увеличивается роль Парламента при определении кадровой политики, расстановке кадров. Этому будут способствовать назначению председателя Счетной палаты, назначению и освобождению от должности директора Агентства по противодействию коррупции Республики Узбекистан, а также участие в формировании дипломатического корпуса страны.
Социальная ценность Конституции заключается не только в регулировании уже сложившихся, но и стимулировании развития новых, более прогрессивных общественных отношений.
Политическая мудрость заключается в предвидении будущего, укрепления позиций своей страны, в обеспечении законодательных и экономических гарантий для благополучия народа, стабильности и суверенитета государства, безопасности общества и в закреплении этого в Основном законе страны.
Сурайё АДИЛХОДЖАЕВА,
заведующий кафедрой
Университета мировой экономики и дипломатии,
доктор юридических наук, профессор