14 октября в Ташкенте во Дворце Форумов началась работа 8-ого Совещания официальных центров внешнеполитических исследований стран-членов и наблюдателей Организации тюркских государств.
Обращаясь к участникам Совещания директор Центра экономических исследований и реформ (ЦЭИР) Обид Хакимов отметил значимость практического сотрудничества между тюркскими странами в транспортно-логистической сфере. По его словам, данное направление занимает особое место в принятом стратегическом документе «Видение Тюркского мира – 2040». Более того, в фокусе внимания находится обеспечение транспортной взаимосвязанности стран, упрощение таможенных и транспортных процедур, в том числе за счет цифровизации.
Глава ЦЭИР перечислил основные факторы, которые обуславливают дальнейшее развитие сотрудничества в сфере транспорта и логистики со странами ОТГ.
— Узбекистан придаёт важное значение развитию сотрудничества в сфере транспорта и логистики со странами ОТГ. Это обусловлено несколькими факторами.
Сегодня экспортно-импортное и транзитное сообщение Узбекистана осуществляется по 9 международным транспортным коридорам, 8 из которых проходят как минимум через одну страну-участницу ОТГ.
2 из 5 граничащих с Узбекистаном стран являются членами ОТГ (Казахстан и Кыргызстан) и 1 страна – наблюдатель (Туркменистан);
Страны Центральной Азии являются ключевыми звеньями Центрально-Азиатского региона как основного транспортного хаба на пересечении маршрутов в направлении Север-Юг и Восток-Запад;
Все страны ЦА не имеют выхода к мировому океану. Кроме того, Узбекистан является одной из 2 стран в мире, дважды удаленной от мирового океана, что существенно увеличивает транспортные издержки;
Исследования показывают, что страны, не имеющие выхода к морю, расходуют в 2 раза больше на оплату транспортных услуг. Для стран Центральной Азии транспортные расходы во многих случаях достигают 60% стоимости импортируемых товаров.
Говоря о международных перевозках, отмечено участие Узбекистана в ряде международных программ по интеграции транспортных систем и цифровизации логистики. Так по территории Узбекистана проходит около 18% региональных железнодорожных путей, через которые проходит порядка 11% всех региональных грузоперевозок.
В своем докладе директор ЦЭИР подчеркнул, что Стратегией «Новый Узбекистан»предусмотрено расширение «цифровых коридоров» и транзитных возможностей в транспортной системе для осуществления внешней торговли, а также увеличение объема транзитного грузооборота.
— Стратегия «Нового Узбекистана» предусматривает расширение «цифровых коридоров» и транзитных возможностей в транспортной системе для увеличения экспорта транспортно-логистических услуг, а также увеличение объема транзитных грузоперевозок до 15 миллионов тонн при реализации строительства ЖД линий «Термез—Мазари-Шариф—Кабул— Пешавар» и «Китай—Кыргызстан—Узбекистан».
В своем выступлении Обид Хакимов отдельно затронул вопросы сотрудничества Узбекистана со странами ОТГ и отметил положительный эффект от цифровизации.
— Узбекистан стремится принимать самое активное участие в реализации задач по цифровизации транспортных и транзитных процедур, которые были отражены в стратегическом документе «Видение Тюркского мира 2040», принятом в ходе Стамбульского саммита в 2021 году.
В ближайшей перспективе основное внимание акцентировано на облегчении транспортных и транзитных процедур в государствах-членах ОТГ, в том числе посредством применения современных цифровых инструментов. Это, в первую очередь – eTIR, ePermit и eCMR.
В ноябре прошлого года состоялся запуск пилотного проекта «цифровой ТИР» между Узбекистаном и Казахстаном, а уже марте данный проект был расширен с включением в него Кыргызстана.
Организация впервые в мире вышла на реализацию в тестовом режиме проекта ePermit между Узбекистаном и Турцией, а на следующем этапе имеется договоренность по реализации данного проекта с Казахстаном.
Кроме этого, ведется работа по внедрению в странах ОТГ инструмента eCMR совместно с Европейской экономической комиссией ООН.
Эксперт также перечислил перспективные направления сотрудничества в цифровизации транспортно-логистических систем стран ОТГ. По его словам, стремление стран ОТГ расширять внедрение цифровых технологий, создает условия для объединения усилий по дальнейшему наращиванию практического взаимодействия в сфере цифровизации, в том числе совместно развивать электронную межрегиональную торговлю и товарно-сырьевую биржу.
В завершении эксперт отметил, что интеграция цифровых решений позволит превратить страны региона ЦА в мост, который соединит страны ОТГ с Китаем и Южной Азией, а также позволит обеспечить интеграцию стран региона в глобальные цепочки поставок.