Недавно принятый Закон «О государственной гражданской службе» стал самым обсуждаемым документом. Долгое время отсутствие этого закона не позволяло регулировать государственную службу. Это порождало неопределенность в статусе самого государственного служащего.
Какие основные правила содержит этот закон? Что даст нам этот закон? Насколько этот закон важен? Ответами на эти вопросы поделился заместитель директора Исследовательского института правовой политики при Министерстве юстиции Республики Узбекистан, доктор юридических наук, профессор Абдулазиз РАСУЛЕВ.
Наверное, самым ожидаемым законом для многих в Узбекистане был Закон «О государственной гражданской службе». Долгое время статус государственных служащих регулировались в некоторых аспектах. Так, в 1997 году постановлением Правительства был утвержден Перечень государственных служащих, которым устанавливается 20-процентная надбавка к должностным окладам. В 2016 году Правительство утвердило Типовые правила этического поведения работников органов государственного управления и органов исполнительной власти на местах. Однако эти правительственные решения касались только вопросов стимулирования и регулирования правил поведения.
Закон «О государственной гражданской службе» был принят в августе и вступит в силу в ноябре этого закона. Идея принятия данного закона впервые была отражена еще в 1993 году в постановлении Кабинета Министров при Президенте Республики Узбекистан. В дальнейшем вопрос о разработке проекта закона указывалось 4 раза в решениях Президента Республики Узбекистан от 2005, 2017, 2018, 2021 годов, 3 раза – в плане законотворческой работы Правительства в 2006, 2017 и 2018 годах. По разным причинам принятие Закона было отложено.
Для противодействия коррупции важное значение имеет четкое правовое регулирование прохождения государственной службы. Согласно статистическим данным за 2021 год 3050 государственных служащих совершили в общей сложности 4186 коррупционных преступлений. Поэтому многие международные организации рассматривают вопрос регулирования государственной службы как один из главных инструментов противодействия коррупции. Данный Закон содержит ряд важных норм.
Во-первых, был определен статус, права и обязанности государственного служащего. Государственным гражданским служащим является гражданин Республики Узбекистан, осуществляющий свою деятельность на должности государственной гражданской службы. При этом в определенных случаях иностранные граждане также могут занимать должности государственной гражданской службы. Отдельно были раскрыты обязанности государственного служащего (не допускать конфликта интересов, быть беспристрастным и объективным, не использовать свое служебное положение в личных и иных противоправных целях).
Во-вторых, предусмотрены антикоррупционные механизмы в государственной службе. Так, установлена обязанность представлять декларацию о доходах и имуществе в сроки и порядке, установленные законом. Также им запрещено заниматься предпринимательской деятельностью, создавать бизнес-структуры, входить в управленческий аппарат.
В-третьих, введен государственный реестр должностей государственной гражданской службы. Этот реестр включает группы и категории должностей государственной гражданской службы исходя из уровня государственного органа (национальный, республиканский, территориальный и районный), а также квалификационные ранги должностей. Это позволяет применять единый механизм к квалификационным требованиям и к должности.
В-четвертых, установлены критерии отбора кадров на государственную гражданскую службу. Так указано, что занятие должности государственной гражданской службы осуществляется на основе конкурса. Равенство доступа стало одним из главных критерием поступления на государственную службу.
Следует отметить, что для эффективного применения норм Закона «О государственной гражданской службе» важна реализация вытекающих изменений и дополнений в законодательство. В частности, определение перечня видов оплачиваемой деятельности, которыми не может заниматься государственный гражданский служащий, стоимости подарка, который может быть получен в связи со служебными командировками, международными и другими официальными мероприятиями государственным гражданским служащим, а также порядок распоряжения им, порядок проведения мониторинга в области государственной гражданской службы. Эти вопросы предстоит определить Агентству развития государственной службы при Президенте Республики Узбекистан и Агентству по противодействию коррупции Республики Узбекистан.
С учетом изложенного, на мой взгляд, принятие Закона «О государственной гражданской службе» полезно как для простых людей, так и для самих государственных служащих. Ведь ее нормы направлены и на ограничение злоупотребления со стороны государственных служащих, и на социальную и правовую защиту государственных служащих.