back to top
2.7 C
Узбекистан
Четверг, 26 декабря, 2024

Российский диплом для узбекских инженеров

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,150ПодписчикиПодписаться

Кадры, как известно, решают всё. В том числе в горно-металлургической отрасли, которая сегодня динамично развивается, осваивая новые технологии. В Узбекистане решить кадровую проблему отрасли помогает филиал НИТУ «МИСиС», молодой вуз, который уже успел войти в число лучших учебных заведений республики.

Недавно на конференции «Диалог металлургов» в Москве первый проректор НИТУ «МИСиС» Сергей Салихов отметил, что у них сегодня шесть филиалов, причём идеология руководства Института стали и сплавов состоит в том, чтобы создавать филиалы именно в регионах с развитой горно-металлургической промышленностью. 

Не стал исключением и филиал в Узбекистане, который был организован в Алмалыке — городе в Ташкентской области, где действует один из металлургических гигантов страны, Алмалыкский горно-металлургический комбинат.

6 июля нынешнего года состоится первый выпуск бакалавров, подготовленных филиалом НИТУ «МИСиС», который был создан в 2018 году совместным решением двух президентов — Шавката Мирзиёева и Владимира Путина. О том, как сегодня работает этот вуз и каковы его перспективы, «Про Металлу» рассказал директор филиала, доктор технических наук Фарходбек Умаров.

— Фарходбек Яркулович, когда вы начинаете приём документов от абитуриентов в нынешнем году?

— Он открылся 20 июня и продлится месяц. Мы наберём по итогам экзаменов 350 студентов: 200 на очную форму обучения, 150 заочников. Документы можно подать как по электронной почте, так и офлайн.

Обучение платное, но необходимо учитывать, что 40% студентов будут обучаться по госзаказу, то есть на средства узбекистанского госбюджета. В отношении остальных 60% будем брать плату по контракту, но нескольким претендентам традиционно уже контракт оплатит Алмалыкский ГМК — они заранее готовят для себя кадры. Некоторым нашим студентам удаётся получить именные президентские и государственные стипендии — их распределяют по конкурсу.

Первый набор был 150 человек, с тех пор мы расширились. Факультетов три: горное дело, металлургия и автоматизация технических процессов и производств.

— Подходит время первого выпуска. Ваши студенты уже знают, где будут работать по окончании учебы?

— Можно сказать, что 90% тех, кто 6 июля получит диплом бакалавра, уже решили вопрос с трудоустройством (в нынешнем году степень бакалавра получат те, кто у нас обучался металлурги и автоматизации производства, а будущие специалисты горного дела учатся 5,5 лет и первый выпуск у них запланирован на начало 2024 года).

Мы проводили дни открытых дверей, приглашали будущих работодателей. Они приезжали со всей страны, причём среди них были как отечественные, так и иностранные компании. Диплом «МИСиС» очень ценят, на наших выпускников будет большой спрос.

— Ваш диплом признаётся в России?

— Это стандартный российский диплом «МИСиС» государственного образца. Он признаётся и в России, и в Узбекистане. И, кстати, поскольку наш филиал был создан прямым распоряжением президента Мирзиёева, это освобождает от различных бюрократических процедур — с необходимостью лицензирования и т.д. Мы даём образование, соответствующее международным стандартам.

— А на каком языке преподаёте?

— На русском. И в числе вступительных экзаменов у нас поэтому также обязательно присутствует русский язык. К нам физику сдают, математику и русский язык.

— Вы набираете абитуриентов в основном из Алмалыка?

— Нет, конечно, у нас гораздо более широкая география. Надо сказать, что в Ташкентской области много горно-металлургических производств — не только АГМК, но и угольные предприятия в Ангрене, крупный металлургический комбинат в Бекабаде и так далее. Можно сказать, что примерно 60% наших студентов из Ташкентской области. Остальные из любых других регионов: Навои, Хорезм, Каракалпакстан и прочих. У нас есть своё общежитие.

— Что можете сказать по поводу профессорско-преподавательского состава?

— Это предмет нашей гордости, наш, можно без преувеличения сказать, золотой фонд. Насколько я знаю, на сегодня ни в одном университете страны нет такого количества преподавателей с научными степенями. Многие к нам приезжают преподавать из Ташкента. У нас 67% преподавателей — кандидаты и доктора наук.

Кроме того, нам очень помогает практика приезда на относительно короткий срок (две недели обычно) преподавателей из Москвы, из центрального вуза. Они читают лекции, ведут практические занятия. Только в текущем семестре мы приняли 12 преподавателей из России.

— А с российскими научными и инженерными организациями вы сотрудничаете?

— Год назад на базе нашего филиала был открыт Научно-образовательный и проектный центр (НОЦ) в Узбекистане: совместный проект НИТУ «МИСиС» и проектных институтов «Гипроцветмет» и «ВИОГЕМ» холдинга «РТ-Инжиниринг» (дочерняя структура «Ростеха»). Его основная цель — подготовка высококвалифицированных кадров в области цифровизации процессов горного производства для ведущих узбекских добывающих предприятий.

На базе НОЦ полностью оборудован класс для обучения студентов российской горно-геологической информационной системе «Геомикс», разработанной более 25 лет назад институтом «ВИОГЕМ» и в настоящее время широко используемой крупнейшими недропользователями как в России, так и за рубежом. 

ГГИС «Геомикс» является передовой технологией для автоматизации и цифровизации горного производства, а также решения широкого спектра задач — от моделирования взрывов до планирования горных работ.

— Помимо теории, стремитесь ли вы дать студентам и практические знания?

— Разумеется! После учебного дня они регулярно стажируются на действующих предприятиях, в том числе на Алмалыкском горно-металлургическом комбинате. Студенты не просто изучают технологические процессы, но и сразу видят, как это происходит на практике.

— Научная работа вашим филиалом ведётся?

— Да, и научная, и практическая — по заказам конкретных предприятий. Вот сейчас, например, мы осуществляем проект автоматизации производства на Кунградском содовом заводе. Мы выиграли государственные гранты на исследования на сумму 4 миллиарда сумов (примерно 20 миллионов рублей). 

Наши преподаватели регулярно публикуются в научных изданиях, в том числе и в ведущих зарубежных. В прошлом году, например, у нас было 80 научных публикаций.

В 2019 году при филиале был образован Международный научный совет, который имеет право присуждать научные степени. Его членами являются 12 учёных с мировым именем. 

В 2020 году у нас прошла защита первой докторской диссертации, касавшейся методов повышения эффективности работы карьерных экскаваторов. На сегодня в Международном научном совете защищены 2 докторские и 8 кандидатских диссертаций.

— Насколько серьёзна ваша материальная база? Хорошо ли оснащены лаборатории? Слышал, что вам, в частности, помогают структуры Алишера Усманова?

— Да, вы совершенно правы. Всегда есть куда стремиться, но и сейчас у нашего филиала очень серьёзная лабораторная база, где студенты могут увидеть все процессы — от руды до готового изделия. Всё так же очень хорошо с мультимедийным обучением. 

Кстати, высокоскоростной интернет нам оплачивает благотворительный фонд «Искусство, наука и спорт», основанный Алишером Усмановым. Алишер Бурханович много нам помогает, это верно. И также мы очень благодарны за помощь руководству Алмалыкского ГМК — они и с ремонтом помогали, и с оснащением лабораторий, и со многим другим.

— К чему вы теперь стремитесь, видите ли перспективы?

— У нас разрабатывается перспективный план развития филиала до 2030 года. И в день выпуска, 6 июля, мы планируем презентовать его представителям бизнеса, которые у нас соберутся, чтобы получить обратную связь. В конце концов, основными заказчиками-то будут именно они. 

Мы планируем и дооснащение материально-технической базы, а также новые направления обучения. Есть запрос на обучение по специальности «Экономика промышленных предприятий» — чтобы готовить менеджеров, не просто разбирающихся в рынке, но и понимающих промышленные технологии. А также интересует… лингвистика. 

Исторически так сложилось, что многих технических терминов на государственном узбекском языке просто не существует. Приходится использовать терминологию, заимствованную из других языков. Но жизнь требует закрыть этот пробел. Нужно проводить языковые исследования для того, чтобы понять, как это корректно сделать.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Акбар Джураев стал серебряным призером Олимпийских игр Париж-2024

Представитель сборной Узбекистана по тяжёлой атлетике Акбар Джураев добавил в ряд своих наград и серебряную медаль Париж-2024. Узбекистанский спортсмен,...

Больше похожих статей