Президент Республики Узбекистан Ш.Мирзиёев на заседании Конституционной комиссии выдвинул предложение о закреплении в Основном законе страны гарантий открытости, прозрачности и подотчетности, а также оптимизации государственных органов. Заведующий кафедрой Права интеллектуальной собственности Ташкентского государственного юридического университета, PhD Шохжахон Хужаев поделился со своей экспертной позицией и комментариями по этим вопросам.
1-Вопрос: Одним из самых актуальных предложений, выдвинутых Президентом Республики Узбекистан Ш.Мирзиёевым, является обеспечение открытости и прозрачности государственных органов. Шохжахон Акмалжонович, вот Вы, как молодой ученый, в чем видите необходимость закрепления этого вопроса на уровне Конституции? На Ваш взгляд, насколько этот вопрос актуален?
Ответ: В ходе встречи с членами Конституционной комиссии Главой государства было отмечено, что открытость и прозрачность являются важным критерием деятельности государственных органов.
Особо следует отметить, что открытость и прозрачность являются основоплагающим принципом любого демократического и правового государства. Поэтому, закрепление этих идей в Конституции является логическим продолжением поэтапно проводимых и системных реформ в этой сфере.
В стране были приняты около 10 нормативно-правовых актов, непосредственно направленных на обеспечение открытости и прозрачности государственных органов. Так, в 2014 году был принят Закон Республики Узбекистан «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления», в котором обеспечение доступа физических и юридических лиц к информации о деятельности государственных органов, гарантий права на получение этой информации, повышение их ответственности за принимаемые решения были указаны в качестве приоритетных задач законодательства.
Указом Президента Республики Узбекистан от 14 июня 2022 года с текущего года внедряются Индекс открытости, практика мониторинга и оценки открытости деятельности государственных органов.
Конституционное закрепление открытости и прозрачности позволяет обеспечить действенную реализацию вышеуказанных задач и применять комплексный подход к решению вопросов, связанных с обеспечением открытости и прозрачности.
Кроме того, конституционная гарантия открытости и прозрачности государственных органов окажет положительное влияние на повышение позиций Узбекистана в международных рейтингах и индексах. Так, Индекс развития электронного правительства учитывает возможности оказания государственных услуг через онлайн-платформы, взаимодействия государства с населением в электронной форме, обеспечение граждан соответствующей информацией. Поэтому, лично на мой взгляд, предлагаемая конституционная норма повысит эффективность принимаемых мер по укреплению имиджа Узбекистана на международной арене, станет новым толчком прозрачности государства перед обществом.
2-Вопрос: Президент также особо отметил важность оптимизации государственных органов. Что Вы можете сказать по этому поводу? Вообще эта практика соответствует ли международной практике?
Ответ: Президент в ходе выступления в Конституционной комиссии затронул действительно актуальный вопрос. Не зря вопрос административной реформы дважды поднимался за последние пять лет – в 2017 и 2021 годах. В Узбекистане вопрос оптимизации государственных органов является важной задачей. Количество государственных органов с 2016 по 2021 года увеличилось в два раза (с 46 до 95). Анализ деятельности государственных органов в Узбекистане свидетельствует о важности проведения анализа их функций в целях сокращения дублирующих задач и функций. Предложенная конституционная норма позволит оптимизировать государственный аппарат (реорганизация и уменьшение количества ведомств, а также входящих в их состав организаций).
Следует отметить, что предлагаемая Президентом норма об открытости и прозрачности, а также оптимизации государственных органов соответствует международной практике. Так, в 2012 году ОЭСР были разработаны Рекомендации по регуляторной политике и государственному управлению. В них указываются 12 важных принципов. Согласно этим рекомендациям государства должны придерживаться на самом высоком политическом уровне четкой общегосударственной политики в отношении качества регулирования, а также принципов открытого правительства, включая прозрачность и участие в процессе регулирования.
3-вопрос: Как Вы считаете, какие положительные эффекты даст закрепление этих вопросов в Конституции Узбекистана?
Ответ: На мой взгляд, закрепление подобных вопросов позволит решить в будущем три важные задачи, которые стоят перед правовым государством.
Во-первых, это позволит обеспечить действенный диалог государства с народом. Благодаря прозрачности и открытости государственные органы будут подотчетны населению, что крайне важно для нас. В этом случае повышается и усиливается эффективность общественного контроля.
Во-вторых, открытость и прозрачность являются одним из самых важных инструментов противодействия коррупции. В целом, само по себе открытость и прозрачность, конкретизация полномочий государственных органов и цифровизация их деятельности предупреждает риск возникновения коррупции и укрепляет доверие народа к государству.
И в заключении, оптимизация государственного аппарата позволит повысить качество государственного управления, снизить бюрократические преграды, сократить и оптимизировать расходы государства.
Лично для меня, как гражданина страны, юриста, предлагаемые нормы об открытости и прозрачности, оптимизации государственных органов способствуют реализации конституционной гарантии ответственности государства перед личностью и обществом.
Шохжахон ХУЖАЕВ,
зав.кафедрой Права интеллектуальной собственности Ташкентского государственного юридического университета, PhD
О каком «правовом государстве» можно говорить, глядя на то, что творится с насильственным внедрением «управляющих компаний» в жилищной сфере?