back to top
3.3 C
Узбекистан
Воскресенье, 10 ноября, 2024

МДО предложило реализовать проект «Команда педагогов под ключ»

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,020ПодписчикиПодписаться

22 июня министерство дошкольного образования провело заседание с участием общественного совета при МДО одновременно с пресс-конференцией, на которой озвучены некоторые итоги проделанной работы, а также о планах, намеченных реализовать в текущем году.

В рамках заседания были обсуждены основные результаты реформ в области дошкольного образования, а также определены приоритетные направления развития сферы на среднесрочную и долгосрочную перспективы.

На заседании говорилось, что в Узбекистане в последние годы в контексте воспитания нового поколения в эпоху глобальной трансформации системы образования особое внимание уделяется вопросам формирования здоровой, развитой личности ребенка, повышения доступности и качества дошкольного образования, так как именно в дошкольном возрасте мозг ребёнка развивается очень интенсивно.

Изученный опыт зарубежных стран показывает, что именно
в дошкольном возрасте у ребенка резко возрастают психофизиологические функции, наблюдается интенсивное развитие познавательных мотивов, а также потребность к интеллектуальной активности и овладению новыми знаниями.

Существуют многочисленные свидетельства того, что без повышения доступности и качества дошкольного образования, страны не смогут добиться устойчивого социального и экономического роста в интересах всех слоев населения. Бездействие в сфере развития системы дошкольного образования сопряжено с большими издержками и вызовами.

В своём выступлении министр дошкольного образования Агриппина Шин отметила: “Раннее развитие и образование – это без преувеличения один из приоритетов государственной политики. Так, с 2017 года нам удалось достичь увеличения охвата дошкольным образованием детей с 27.7% до 69.4%. Сегодня более 2 миллионов дошкольников имеют возможность посещать детские сады. Это стало возможным благодаря строительству новых государственных садов, развитию государственно-частного партнерства, внедрению альтернативных форм дошкольного образования”.

В республике, для создания равных стартовых возможностей для всех детей с 2019 года было начато внедрение обязательной предшкольной подготовки. Это также полностью соответствует Целям в области устойчивого развития. В частности к 2025 году планируется охватить обязательной предшкольной подготовкой 100% детей 6-летнего возраста. Сегодня за год до поступления в школу дошкольным образованием охвачены 589 тысяч  (83,8%) детей в возрасте 6 лет.

Благодаря вовлечению в систему дошкольного образования представителей частного сектора в настоящее время 33,8% детей охваченных дошкольным образованием, посещают негосударственные дошкольные образовательные организации.  Примечательным также является тот факт, что на создание дошкольных образовательных организаций в рамках ГЧП направлены льготные кредитные средства в размере 2,2 трлн сумов.

Министр рассказала и о новых альтернативных видах дошкольного образования, в частности, проекта «Аклвой», который реализован в 142 махаллинских сходах граждан, где отсутствуют дошкольные образовательные организации и показатели охвата остаются на низком уровне. Для этого сформированы 387 мобильных групп на базе 65 переоборудованных автобусов, что дало возможность дополнительно охватыватить дошкольным образованием более 7 тысяч детей.

В целях создания равных возможностей для всех детей в Республике Узбекистан принят Закон «О дошкольном образовании и воспитании», в  рамках которого гарантировано право каждого ребенка на получение дошкольного образования.

Следует также отметить, что в рамках реализуемых реформ нынешнее состояние и уровень подготовки педагогического состава требует необходимости пересмотра действующих методов и внедрения новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса, повышения квалификации и переподготовки кадров в системе дошкольного образования. 

На сегодняшний день, в системе дошкольного образования
трудоустроено 149 024  педагога (2017 год 58 400), из них 34,5% с высшим и 65,5% со средне-специальным образованием. 

Министерством дошкольного образования совместно с зарубежными партнерами осуществлен ряд крупных проектов, направленных на внедрение инновационных подходов в дошкольном образовании, улучшение качества образовательно- воспитательного процесса и подготовку высококвалифицированных специалистов.

Так, в целях, повышения доступности и качества образовательных услуг,
в городе Ташкенте свою деятельность начали филиал Южнокорейского университета Пучон и филиал РГПУ им. Герцена. В настоящее время
в филиале корейского Университета Пучон, на факультете «Дошкольное образование» обучается около 600 студентов, а филиале РГПУ им. Герцена на программы бакалавриата поступило около 400 абитуриентов.

Подготовкой педагогических кадров для системы дошкольного образования заняты 20 вузов республики (ежегодно выпускаются более 7,0 тыс. специалистов) и 96 педагогических колледжей (ежегодный прием и выпуск с 2021 года составит более 30 тыс. человек).

Внедряются принципы инклюзивного образования и новые формы помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. В частности, внедрены такие новые формы, как многопрофильная специализированная и комбинированная дошкольная образовательная организация с реабилитационным центром.

Совместно со специалистами Всемирной организации здравоохранения рассмотрены стандарты питания детей, в том числе перечень продуктов питания и технология приготовления пищи, разработана книга рецептов блюд для дошкольных образовательных организаций с целью внедрения этих принципов в практику и обеспечения здорового питания детей.

В то же время в системе дошкольного образования есть ещё много актуальных вопросов, которые ждут своего решения.

Было озвучено, что в республике более 1 200 махаллей, которые не имеют дошкольных образовательных организаций. Для решения данного вопроса по словам Агриппины Шин необходимо реализовать следующие меры:

— строительство государственных дошкольных образовательных организаций и реконструкция пустующих объектов в рамках ежегодных инвестиционных и других программ;

— внедрение альтернативных форм дошкольного образования;

— использование альтернативных форм строительства;

— привлечение иностранных грантовых и кредитных средств для нового строительства;

— увеличение доли негосударственного сектора в отрасли;

— разработка работ по созданию новых мощностей с использованием первых этажей жилых домов.

Она также обратила внимание на низкую заработную плату работников дошкольных образовательных организаций, что создает утечку кадров, а также снижает возможности привлечения опытных кадров.

Справочно: Справочно: базовая тарифная ставка воспитателя высшей категории составляет 2,05 млн сумов; воспитателя первой категории – 1,9 млн сумов; воспитателя второй категории – 1,8 млн сумов; воспитателя с высшим образованием – 1,6 млн сумов; повара  — 1,017 млн. сумов.

Из предложенных ею мер можно отметить необходимость приравнивания размера заработной платы воспитателей дошкольных образовательных организаций к заработной плате учителей начальных классов, а также принятие нормативно-правового акта о повышении базовых тарифных ставок работников системы дошкольного образования.

Важную роль, по её мнению играет доля педагогических кадров с высшим образованием, которая пока составляет всего 34,5 %. (2022год-149 024 – 2017 году было 58400).

Для увеличения доли кадров с высшим образованием предложено расширить заочную форму обучения по направлениям дошкольного образования в Ташкентском филиале Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена и в Университете Пучон в Ташкенте.

Также Агриппина Шин предложила совместно с Российским государственным педагогическим университетом им. А.И.Герцена реализовать проект «Команда педагогов под ключ».

В части подготовки кадров выяснилось, что в дошкольных образовательных организациях отсутствует эффективная система профессиональной подготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров. Для этого предлагается наладить системную работу в рамках проекта KOICA «Повышение потенциала педагогических кадров дошкольных образовательных организаций путем создания комплексного центра по подготовке, обучению и развитию кадров в Узбекистане».

Касаемо имеющихся случаев незаконного финансового поведения, коррупции и нецелевого расходования бюджетных средств, было предложено поэтапное внедрение с 2023 года в деятельность всех государственных и негосударственных дошкольных образовательных организаций системы биометрической идентификации воспитанников и сотрудников ДОО.

В ходе заседания также были озвучены проблемы в строительстве и реконструкции объектов. С целью совершенствования этой системы решено осуществлять работы по строительству и реконструкции дошкольных образовательных организаций на основе нескольких типовых проектов и отбирать их на основе открытых конкурсов.

А также создать в центральном аппарате министерства Службу авторского надзора за проектами развития инфраструктуры в пределах выделенных для системы штатных единиц для обеспечения осуществления авторского надзора за строительно-ремонтными и оборудовательными работами, проводимыми в дошкольных образовательных организациях.

Говоря о приоритетных планах на перспективу, А. Шин сказала, что до конца текущего года министерство намерено повысить уровень охвата дошкольным образованием с нынешних 67% до  70,7%, а также к концу 2022/2023 учебного года довести уровень охвата детей в возрасте 6 лет до 90%.

В рамках государственно-частного партнерства, предусмотрено создание более 1,3 тыс. новых негосударственных дошкольных образовательных организаций.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Акбар Джураев стал серебряным призером Олимпийских игр Париж-2024

Представитель сборной Узбекистана по тяжёлой атлетике Акбар Джураев добавил в ряд своих наград и серебряную медаль Париж-2024. Узбекистанский спортсмен,...

Больше похожих статей