back to top
1.9 C
Узбекистан
Четверг, 26 декабря, 2024

«Чем продолжительней молчанье…»

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,150ПодписчикиПодписаться

Всю свою жизнь Римма Николаевна Волкова простодушно считала себя газетчиком. До сих пор говорит: «Газета – самое упоительное дело!..». Даже слово «публицист» применяет к себе с некоторым смущением. На нее это похоже: сомневаться в себе до последней минуты, выверять в своих прекрасных текстах каждую «блошку», позвонить глубокой ночью: «Слушай, ты уверена, что у меня там правильно стоит тире, может лучше точку, а следующее предложение – с новой строки?». А потом, когда публикация выходит и вызывает единодушные восхищенные отклики, да не рядовых читателей – журналистов, литераторов, филологов! – принимать эти восторги с нескрываемым детским удовольствием, но и чуть удивленно – правда, что ли, так хорошо написала?.. И потом признаться со своей чудесной улыбкой: «Вообще-то… мне и самой нравится».

Мы познакомились в 1996-м, разница в возрасте – тридцать лет. Как же мне называть новую знакомую, если не Риммой Николаевной? Только вот… почему она едва приметно вздрагивает, когда я обращаюсь к ней, как велит приличие, по имени-отчеству? И почему, едва сведя знакомство, уже хочется звать ее совсем иначе? Так, как называют эту женщину непобедимого обаяния абсолютно все вокруг и как, видимо, привыкла она сама: Рэмой, Рэмочкой… Нет, правда, – когда она смотрит на тебя и вот так доверчиво и лукаво улыбается… ну просто невозможно иначе! Когда-то, по советской моде 30-х годов, папа нарек ее Рэмирой, что означало, представьте, – «Революция, Электрификация, Мир». К счастью, Рэмиру умная мама довольно быстро переименовала в Римму, но сокращение от глубоко революционного имени осталось, – может быть, как раз затем, чтобы всю жизнь любимую всеми Рэмочку называли именно и только так?..

Она осталась ею и теперь, прожив долгую и красивую жизнь, о которой есть что вспомнить и рассказать. И она рассказывает.

Та же прекрасная, неповторимая улыбка, и листья зеленеют все так же… А между двумя фотографиями – жизнь.

Очерки Риммы Волковой, начинавшей свою журналистскую карьеру юным корреспондентом-внештатником «Правды Востока» и закончившей главным редактором трехъязычного журнала, – в сущности, вовсе не ставят себе каких-то глобальных задач. Описывают, кажется, всего лишь частные человеческие отношения. Рассказ «о себе», да. Как у всех мемуаристов. Но в гораздо большей степени – «о времени». Потому что рождается из этих очерков многоцветная картина существования русскоязычной журналистики, да и в целом нравов творческой интеллигенции Узбекистана на протяжении более полувека. Полувека жизни, расцвета и иссякания исчезнувшей ныне страны… И эти кусочки живой жизни, пропущенные через горячее сердце отзывчивого и талантливого человека, – самое драгоценное в этой книге. А еще – личность самого автора: человека той, прежней, почти уже утраченной культуры…

(…Идем вместе на кладбище, спрашиваю ее: «Рэмочка, зачем так много цветов?» – «Так ведь и могил много. Кроме Кости, надо и Сашу Файнберга проведать, и Танечку Есенину, и Александра Николаевича Волкова навестить…». Я киваю, соглашаясь, и думаю: вот человек, рядом с которым, наверно, люди могут быть только настоящими, а отношения – по-чеховски красивыми…)

Многие из тех, кому посвящены ее воспоминания, уже при жизни стали людьми-легендами. И вот теперь, уйдя, заслужили последнюю почесть – о них написала «газетчик», а на деле – прекрасный мастер очерка, самого, как известно, «литературного» жанра в журналистике, Римма Волкова. Поэты Александр Файнберг и Зульфия; писатели Аман Мухтар и Константин Волков; Татьяна Сергеевна Есенина, дочь великого поэта; замечательный певец Коркмас Мухитдинов и поколение узбекистанских фронтовиков – вот кто предстает героями этой книги, написанной пером одаренного литератора и освещенной благородством верного друга. Книги, автора которой один ташкентский поэт именует не иначе как вдовствующей императрицей узбекистанской журналистики…

«По праву любви» – так называется очерк, посвященный народному поэту Узбекистана Александру Файнбергу. И «право» здесь – слово очень важное, уместное, простите за каламбур – правомочное. Римма Николаевна Волкова имеет право писать о Файнберге и многих других замечательных людях, потому что не только хорошо знала их, а со многими дружила, но и была для них – порой младшим, но достойным собеседником. Имеет она право и судить о них настолько, чтобы назвать, например, свой рассказ об Амане Мухтаре так тепло и трогательно: «Пристанище любви – в сердце поэта». Кому, как не ей, всё знать о любви, ведь многие годы, с первой встречи с ее незабвенным Костей – Константином Петровичем Волковым, – любовь осеняла их своим крылом, навсегда осветив жизнь и этих двоих, и всех, кто попадал в их орбиту. Константин Волков был не только хорошим писателем и человеком высокой души. Он еще оказался мудрым прозорливцем, потому что сумел выбрать себе, по известному выражению, «образцовую будущую вдову»…

И вот теперь подлинным «пристанищем любви» стала книга Риммы Волковой. Книга-память, книга-свидетельство. Так же исполненная нежности, как собственное ее сердце, в котором находится место для всех. Нежностью к ушедшим друзьям, значительным, красивым людям, светится каждая строчка этих удивительной теплоты воспоминаний. Воспоминаний о том, чем сегодня уже некому поделиться, кроме нее…

«Вспомните, ребята, вспомните, ребята,

это только мы видали с вами…»

«Скоро, кроме нас, уже не будет никого,

кто вместе с ними видел первую тревогу…»

Эти строчки Дмитрия Сухарева звучат в рассказе об одном из героев книги, – но, может быть, старейший журналист республики Римма Волкова бессознательно сказала здесь и о себе?..

Все последние годы каждый новый очерк, эссе, статья Риммы Николаевны рождались на моих глазах. Спорные строчки обсуждались по телефону, тексты пересылались для редактуры и вычитки… Поэтому «биографию» этой книги знаю, если можно так выразиться, «изнутри». И могу сказать с полной убежденностью: все, созданное пером Риммы Волковой, непреложно опровергает обывательскую «аксиому» – о переходе количества в качество. Ту самую, которую Борхес мимоходом сформулировал так: «Обилие портретов актрисы заставило считать ее красивой». К счастью, творчество – единственная сфера, где принцип перерастания количества в качество не работает. Можно неутомимо и обильно писать (вопрос – как); нетрудно в наше время снижения планок и дефицита профессионализма и много печататься. Увы, этого еще недостаточно, чтобы с полным правом именовать себя писателем, поэтом, публицистом. Но можно, оказывается, и иначе: так и не освоить «науку» самопиара, публиковаться редко, писать трудно, мучаясь над каждым абзацем, но – писать как Римма Волкова!..

«…Сотрудницы журнала, где я тогда работала, издавали свои статьи сборниками, позже вступали с этими книжками в Союз писателей. И мне советовали – неси в издательство, у тебя уже накопилось на книжку, можно издать и на русском, и на узбекском языках. Я отмахивалась: да ладно! Сколько еще напишу, будет из чего выбрать. Ох, расточительность молодости! Ни одного сборника так и не издала…»

И все-таки он есть теперь – сборник очерков Риммы Волковой, пусть и пришедший к читателю спустя много лет. «Чем продолжительней молчанье, тем удивительнее речь»… И нам сегодня, в немилостивом двадцать первом веке, дано прикоснуться к подлинному сокровищу – памяти человека, без которого беднее было бы культурное и духовное пространство Ташкента второй половины века двадцатого. К великодушным и щедрым воспоминаниям Риммы Николаевны Волковой. Которую, благодаря счастливому подарку судьбы, уже много лет называю моей дорогой Рэмочкой. По праву любви.

Лейла ШАХНАЗАРОВА.

На главном фото: Римма, тогда еще Бабкина, на балконе редакции газеты «Правда Востока». 7 ноября 1953 года.

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Какие потрясающие у Вас тексты. Только читать их-уже школа высокого мастерства. Спасибо за Ваше творчество. Что Вы есть.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Акбар Джураев стал серебряным призером Олимпийских игр Париж-2024

Представитель сборной Узбекистана по тяжёлой атлетике Акбар Джураев добавил в ряд своих наград и серебряную медаль Париж-2024. Узбекистанский спортсмен,...

Больше похожих статей