Национальным центром по проведению международных исследований по оценке качества образования при Государственной инспекции по надзору за качеством образования при Кабинете Министров Республики Узбекистан в сотрудничестве с Министерством народного образования и его региональными управлениями с 16 марта по 1 апреля проводятся процессы экспериментального тестирования программы TIMSS (международная оценка тенденций по математике и естественным предметам) .
TIMSS — это программа, организованная Международной ассоциацией по оценке учебных достижений (IEA), направленная на оценку достижений учащихся 4-го и 8-го классов в образовательных системах по математике и естественным предметам и основанная на измерении и характеристике различий в национальной системе образования с целью содействия улучшению преподавания и изучения этих дисциплин.
Около 60 стран мира принимают участие в этом международном исследовании. Стоит отметить, что Узбекистан принимает в нем участие впервые. Благодаря участию в исследовании будут оценены качество образования, способность учащихся применять полученные в школе знания в жизни, навыки логического и творческого мышления. В то же время, повышается способность принимать стратегические и обоснованные решения за счет внедренных в стране учебных программ и методов обучения, сравнения знаний и грамотности учащихся со своими сверстниками за рубежом.
В общей сложности 29 школ, участвующих в процессе экспериментального тестирования этого исследования, были отобраны международными партнерскими организациями по принципу случайности, в соответствии с которым предполагается, что в нем примут участие не менее двух школ из всех регионов, а также по два ученика класса из каждой школы.
Программа TIMSS исследует, как возможности обучения предоставляются учащимся, и факторы, влияющие на использование учащимися этих возможностей. Исследование, как и определено в учебной программе каждой страны, анализирует сведения о необходимости получения учащимися образования по математике и естественным предметам, том, как создать систему образования для облегчения процесса обучения, что на самом деле преподается в классах и что изучили учащиеся.
«Международное исследование TIMSS предоставляет возможность проанализировать систему образования Узбекистана в сравнении со странами мира путем оценки уровня грамотности учащихся, выявления пробелов.
Также, учитывая, что наша страна впервые участвует в этом международном исследовании, можно будет определить позицию системы образования в глазах международного сообщества, а затем наблюдать за изменениями.
Кроме того, организация данных исследований на основе онлайн модели
придаст импульс дальнейшему ускорению реформ, проводимых в социальной и экономической сферах, включая цифровизацию процессов в сфере образования», – сказал Национального центра по проведению международных исследований по оценке качества образования Абдували Исмаилов.
Рамки оценки программы осуществляются на основе двух измерений. Это области содержания, которые указывают на предмет, подлежащий оценке, и когнитивные области, которые определяют мыслительные процессы учащихся с точки зрения содержания.
Области содержания математики:
- 4-й класс: числа, измерения и геометрия, работа с данными;
- 8-й класс: числа, алгебра, геометрия, обработка данных, статистика и вероятность.
Области содержания естественных предметов:
- 4-й класс: наука о жизни, физика, наука о Земле
- 8-й класс: биология, химия, физика, наука о Земле
Когнитивные области математики и естественных предметов:
- 4-е и 8-е классы: включает знание, применение и рассуждение.
Также в ходе исследования учащимся, их родителям, учителям и директорам школ будет предложено заполнить анкеты об их домашней и школьной деятельности, а также об условиях для изучения математики и естественных предмет. Информация из этих анкет, расширяющая представление о реализации образовательной политики и практики, которые будут способствовать улучшению образования, содержит важные вопросы.
Целью проводимой по всей республике экспериментальной работы является проверка готовности тестовых и анкетных материалов, пособий и инструкций по организации процесса, необходимых устройств для процесса и ответственных лиц. Полученные результаты будут использованы только в исследовательских целях или с целью дальнейшего совершенствования подготовки к основным тестовым процессам.
Напомним, что основные тестовые процессы исследования TIMSS планируется провести в 2023 году.