Буддизм – это одна из древнейших религий мира, которая представлена на территории Узбекистана с глубокой древности. В Узбекистане действует единственный в ЦА Буддийский храм; в обществе активно развивается немногочисленная буддийская община.
В многонациональной многоконфессиональной семье народов Узбекистана буддисты в основном представлены корейской диаспорой. Руководителем Храма является монах, приехавший из Южной Кореи, Янг Ки Хун. Мы обратились с интересующими нас вопросами к настоятелю Буддийского Храма.
Вопрос: В преддверии 30-летия установления дипломатических отношений между Южной Кореей и Узбекистаном как Вы считаете, какую роль в этих отношениях сыграл Буддизм?
Янг Ки Хун: В Китай, Корею и Тибет буддизм попал из Узбекистана. Покойный академик Ртвеладзе и профессор Пидаев проводили археологические раскопки на территории Термеза и подтвердили эту точку зрения. К сожалению, в Южной Корее немногие знают об этом. Речь идет о Махаяне – буддизме. Я провожу научные исследования на этот счет и популяризирую этот факт. В будущем Узбекистан может стать местом массового паломничества буддистов, как например Мекка и Медина для верующих мусульман. Это принесет экономическую выгоду для Узбекистана. По моему мнению древняя династия юэчжей — это корейская династия. Они пришли с территории Манчжурии, северного Китая. Знаменитую Самаркандскую бумагу первыми начали выпускать корейцы в глубокой древности на территории Узбекистана. Связи Узбекистана и Кореи имеют многотысячелетнюю историю и наполнены разными событиями.
Вопрос: Приближается день трагической даты 85-ти летия трагической депортации корейцев из Дальнего Востока; что вы можете сказать по этому поводу?
Янг КиХун: До 1937 года в Узбекистане было много корейцев. Корейцы, принимая православие, с территории Манчжурии и Кореи переселялись на Дальний Восток, принимая Российское подданство. В 1937 году корейцев выслали в Среднюю Азию. Однако при этом, по моему мнению, корейцы проживали в Узбекистане и до депортации.Сорок процентов корейцев прибыли в Узбекистандобровольно еще до депортации. Я общался со многими пожилыми корейцами, и они говорили мне, что прибыли в Узбекистан добровольно. Они получили землю в Узбекистане.
В 1937 году корейцев депортировали в Узбекистан через Казахстан. Я нахожусь в Узбекистане с 1991 года и встречал много пожилых корейцев. Они говорили, что люди помогали им обосноваться на новом месте. Также известна и история японских солдат в Узбекистане, которые строили театр им. Навои в Ташкенте и иные объекты в Узбекистане. Так вот, многие из этих солдат были не японцами, а корейцами из Кореи. Рядовые были корейцами, а офицеры- японцы. Я встречал людей, которые видели корейских солдат японской армии. Я помню женщину по имени Наталья Огаевна, она рассказала, что ее отец был корейцем, которого в раннем возрасте японцы забрали в армию и он попал в плен, а затем был перевезен в Узбекистан. Он остался здесь в Узбекистане.
Недавно научный мир понес невосполнимую утрату: скончался академик Ртвеладзе. Вы вместе работали и сотрудничали. Что вы можете сказать о совместной работе с академиком?
Янг Ки Хун: Я встречался с академиком в последний раз в декабре прошлого года. Мы сотрудничали, и я помогал спонсорской помощью академику Ртвеладзе в публикации его книг. Академик постоянно торопил меня с защитой диссертации. Моя тема — это Буддизм в Средней Азии и период юэчжей. Я все время откладывал защиту диссертации. Мы начали общаться с Ртвеладзе с 2001 года. Начиная с Самарканда. Я знал и его жену, и всю его семью. Наши темы пересекались. Очень жаль, что академика не стало, он внес огромный вклад в Мировую науку.
Вопрос: Видно, что строительство метро подходит совсем близко к Храму. Есть ли какие-нибудь предложения со стороны государства?
Янг Ки Хун: К сожалению нам ничего не сказали, никаких официальных предложений нет. Нет и разговоров о компенсации.
Вопрос: Как Вы оцениваете перспективы развития Буддизма в Узбекистане?
Янг Ки Хун: Узбекистан является своего рода корнем для буддизма таких стан, как Монголия, Япония, Корея и Китай. По моему мнению, Бодхидхарма был родом из Узбекистана. Я планирую открыть в Узбекистане Центр Буддизмаи центр медитации буддизма. Я понимаю, что это нелегкая задача, но я полон решимости и сил. По моему мнению, в будущем Узбекистан станет центром для буддистских паломников из Японии, Кореи и других стран, в которых буддизм распространен и является традиционной религией.
Заключение
Прощаясь с монахом Янг Ки Хуном, я пожелал ему крепкого здоровья и реализации его планов. Толерантность и богатое историческое прошлое, помимо духовного роста и стабильности в обществе и государстве, как мы видим, может приносить реальную прибыль государству и народу. Научные открытия узбекских ученых и исследования монаха Янг КиХуна способны перевернуть исторические взгляды в мире; недалек тот день, когда в Узбекистане будет открыт всемирный буддийский центр, а на древнейшие буддистские памятники в нашей стране приедут смотреть буддисты со всего мира, как на место распространения своей религии в мире.
Ринат САГИТОВ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции