back to top
4.9 C
Узбекистан
Пятница, 27 декабря, 2024

Новое в технологии обучения: Студенты филиала НИЯУ МИФИ осваивают ядерную физику с помощью виртуальной реальности

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,150ПодписчикиПодписаться

В Ташкентском филиале НИЯУ МИФИ используют новые технологии для подготовки будущих специалистов для АЭС в Узбекистане.

Возможно ли будучи студентом попасть в реакторный зал АЭС и провести замеры? «Можно и даже нужно, с помощью виртуальной реальности», — скажут вам в Ташкентском филиале НИЯУ МИФИ.

С началом третьего года обучения в филиале НИЯУ МИФИ была организована специальная лаборатория с VR-гарнитурами. Технологиями виртуальной реальности сегодня мало кого удивишь, особенно молодое поколение. Однако применение VR в ядерной физике и энергетике в буквальном смысле перевернуло представление студентов и сделало мир АЭС и ядерной науки ближе, реалистичнее и понятнее.

«В программу обучения Ташкентского филиала НИЯУ МИФИ VR-лаборатория была включена с 2021 года. Направление виртуальной реальности для нас новое, но мы уже привлекаем студентов к исследовательской работе. К примеру, они могут проводить исследования для своей курсовой или дипломной работы на основе VR-технологий. В разработке новых VR-лабораторий помогают консультанты со стороны головного вуза. В будущем мы планируем привлекать студентов к созданию новых виртуальных лабораторий», — рассказывает Павел Пяк, кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий кафедрой Естественнонаучных дисциплин Ташкентского филиала НИЯУ МИФИ.

По словам руководителя кафедры, VR-технологии в контексте обучения позволяют максимально реалистично визуализировать объекты, ситуации и процессы, которые раньше студенты изучали теоретически, сухо по книгам. Сегодня с помощью виртуальной реальности студенты имеют возможность не только свободно передвигаться по воссозданному пространству, но и взаимодействовать с объектами, управлять процессами, видеть последствия совершенных действий и манипуляций, получая и нарабатывая опыт и важные навыки. К примеру, в виртуальной лаборатории по химии можно работать с колбами, пробирками и другим оборудованием, проводить опасные опыты в фактически безопасных условиях.

Что дает VR и чем она хороша в сравнении с традиционными методами обучения? «Дело в том, что некоторые направления в подготовке кадров предполагают наличие дорогостоящего оборудования. Кроме того, чтобы получить право для использования экспериментальных установок с ядерными материалами необходимо также пройти через сложные процедуры сертификации. В то же время виртуальный аналог позволяет студентам выполнить лабораторную работу даже при отсутствии реальной сборки. Поэтому наличие VR-лаборатории позволяет отработать все необходимые навыки по любой дисциплине и полученный опыт вполне сравним с реальным», — рассказывает Павел Пяк.

Позитивные стороны обучения с помощью VR-технологии очень быстро оценили и освоили студенты. Многие признались в том, что до появления VR-лаборатории было туманное представление о том, как устроен технологический процесс работы изнутри, что нужно делать и для чего. Одной теории и подробных инструкций было недостаточно.

Тимур Ахмедбаев, студент 3-го курса направления «Ядерная энергетика и теплофизика» делится впечатлениями: «Первое, что я подумал, когда надел VR-очки: «Как все реалистично!». Вроде ты попал в виртуальную реальность, а ощущение связи с внешним миром настолько сильное, что, если в виртуальном помещении не смотреть под ноги, можно споткнуться или удариться. До появления VR мы ограничивались лишь теоретическим описанием работ, а что именно происходит в действительности было сложно представить. Эти лабораторные работы помогли нам чётко визуализировать себе весь процесс работы, попробовать самим провести замеры и сделать выводы. С помощью виртуальной реальности стало ясно, как выглядят и работают установки, различные механизмы, что от нас требуется в работе и чем будем заниматься в будущем. Мое желание обучаться в этом направлении и в дальнейшем работать именно в этой области как инженер-физик, занимаясь делом, которое будет помогать и влиять на большое количество людей, еще больше укрепилось».

Сегодня в программе обучения доступны два VR-лабораторных кейса по ядерной физике, предоставленных со стороны головного вуза.  Например, на лабораторных уроках по предмету «Теория переноса нейтронов» студентам предлагается поработать на уран-водной и уран-графитовой подкритической сборке и провести все необходимые эксперименты полностью в соответствии с реальными работами на таких установках. По словам преподавателей вуза, обучение с помощью виртуальной реальности может вполне быть актуальным и полезным с первого курса для проведения опытов по химии и физике.

Студенты филиала учатся по четырем направлениям: «Ядерная энергетика и теплофизика», «Ядерные физика и технологии», «Теплоэнергетика и теплотехника» и «Электроэнергетика и электротехника». Специализация начинается с третьего года обучения. В настоящее время в филиале установлены 14 лабораторий из 17 запланированных для выпуска бакалавров. Ожидается, что в скором времени на базе филиала начнет свою работу лаборатория аналитических тренажеров АЭС с целью подготовки и поддержания квалификации оперативного персонала АЭС.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Акбар Джураев стал серебряным призером Олимпийских игр Париж-2024

Представитель сборной Узбекистана по тяжёлой атлетике Акбар Джураев добавил в ряд своих наград и серебряную медаль Париж-2024. Узбекистанский спортсмен,...

Больше похожих статей