Под председательством Президента Шавката Мирзиёева 28 декабря состоялось видеоселекторное совещание по вопросам развития школьного образования.
Будущее страны, успех всех реформ и проектов зависят от наличия качественной системы образования. Поэтому за последние четыре года проделана большая работа по улучшению качества образования, повышению статуса педагогов. Сейчас наша страна вступает в новую эпоху, и именно вопросы развития образования и человеческого капитала определены четвертым приоритетом в Стратегии развития Узбекистана на 2022-2026 годы.
Глава нашего государства подчеркнул, что развитие школ является «вопросом жизни и смерти».
— Мы не имеем права затягивать реформы в этой сфере. Как бы ни было сложно, с сегодняшнего дня нам необходимо заложить прочный фундамент школьного образования. Направим все свое внимание и ресурсы. Этот путь будет сложным, но только он может решит все проблемы, — сказал Шавкат Мирзиёев.
Подчеркнуто, что улучшение деятельности школ должно быть задачей не только Министерства народного образования, но и всех министерств и ведомств, хокимиятов, научных организаций, интеллигенции, широкой общественности в целом.
В частности, необходимо усовершенствовать 10 130 школ по всей стране. От этого зависит будущее более 6 миллионов учащихся и свыше 500 тысяч учителей, представителей всех слоев нашего общества, каждой семьи.
На совещании отмечены проблемы и актуальные вопросы в сфере.
Сегодня 1 695 школ нуждаются в капитальном ремонте. К сожалению, все еще функционируют 179 школ, построенных из глинобитного материала. Более 3 тысяч школ нуждаются в дополнительных учебных помещениях. Свыше 2 тысяч школ не имеют спортивных залов.
Кроме того, в связи со строительством новых жилых массивов, расширением сельской инфраструктуры и ростом числа населения требуется возвести еще 270 школ.
Действующие образовательные стандарты и учебные программы направлены только на получение учащимися теоретических знаний и не учат детей логическому мышлению, практическому применению знаний, не готовят к жизни.
Из 504 тысяч педагогов, работающих в школах, 60 тысяч имеют среднее специальное образование, а 190 тысяч не имеют квалификационной категории. У многих учителей недостаточно знаний и мастерства. Учителя стремятся «получить больше часов», а не провести урок качественно.
В системе школьного образования по-прежнему составляется более 200 видов отчетов, уроки и мероприятия проводятся по единообразным методам. Книжный фонд школьных библиотек не обновлялся годами. Только в 615 школах есть национальные музыкальные инструменты.
Оценка школ, их сертификация и аккредитация проводятся «для галочки» и не способствуют улучшению образовательной среды.
Подобные недостатки требуют коренного пересмотра всех подходов в системе народного образования, их кардинального совершенствования. Поэтому, отмечалось на совещании, будут запущены крупные реформы по обновлению как внешнего вида, так и внутреннего содержания школ, выведению качества образования на совершенно новый уровень.
— Мы полностью пересмотрим методики обучения, учебники, все — от парты до здания школы. Пока не будут созданы условия для образования, учителей, общество не изменится. На уровне районов, областей и республики будут образованы советы по реформированию школьного образования. Я лично буду председательствовать в Республиканском совете. Районные и областные советы возглавят хокимы, — сказал Президент.
Эти советы организуют свою работу, советуясь с народом, с учетом мнения учителей, родителей и специалистов.
На совещании определены приоритетные задачи в области развития школьного образования.
В ближайшие пять лет необходимо создать 1,2 миллиона ученических мест. Глава государства дал указания по увеличению вместимости школьной системы за счет строительства новых школ и дополнительных учебных корпусов в существующих школах.
Подчеркнуто, что отныне этими вопросами будут заниматься хокимы областей, городов и районов. Помимо средств, выделяемых государством, школам будут направляться и часть поступлений в местный бюджет. Самое главное, новые школы будут строиться и приниматься в эксплуатацию под надзором общественных активистов, родителей и общественности.
Министерству строительства поручено разработать проекты типовых школ с учетом новых требований.
Следующим после условий важным вопросом является обстановка в школах. Подчеркнув необходимость реформирования управления сферой, глава государства дал рекомендации по назначению начальников управлений народного образования и директоров школ из числа квалифицированных менеджеров, привлечению зарубежных специалистов.
Министерству народного образования поручено разработать ориентированные на конкретные результаты требования и критерии к этим специалистам.
Определены дополнительные меры по стимулированию высококлассных учителей, сформировавших собственный уникальный педагогический опыт. Так, будет образован Фонд министра народного образования, который на первом этапе получит 300 миллиардов сумов из бюджета. Средства фонда будут направляться на поощрение учителей, внедряющих передовые педагогические технологии и ученики которых достигают высоких результатов.
Озвучены и инициативы по созданию в каждой области «мобильных методических групп» в составе из преподавателей педагогических институтов, вузов, академических лицеев и специализированных школ. Они будут посещать школы с низким качеством образования, разъяснять и содействовать педагогам осваивать новые методики. За это им будут назначаться надбавки к заработной плате.
Коренным образом улучшится и система подготовки учителей. С этой целью 5 высших учебных заведений в Ташкенте и 17 в регионах будут закреплены за школами. Студенты начиная с первого курса будут проходить обучение непосредственно в школах. Это повысит профессиональные навыки как студентов, так и школьных учителей и преподавателей вузов.
Поручено также пересмотреть учебную нагрузку и количество уроков в школах, внедрить методики, побуждающие детей к мышлению, полностью обновить учебники на основе передового опыта.
Особое внимание уделено содержательной организации досуга учащихся, активизации деятельности спортивных и художественных кружков.
Подчеркнув исключительную важность реформ в сфере школьного образования, глава государства поручил ответственным лицам разработать соответствующую стратегию в сотрудничестве с международными организациями. Определено, что на этой основе будет принята Программа развития школьного образования.
Согласился, пообещал — пора, наверное уже вчера: требовать и наказывать по существу и строго.
Кошмар какой то- а чем занимается МНО, если без указки президента,т.е. без ручного управления ничего радикального не делается? Правда, непонятно, какая связь между качеством образования и наличием национальных музыкальных инструментов в школах? А программы обучения? Взять хотя бы 5 класс, предмет «Рассказы по истории». Это типа обрывки из обрезков. Были предметы «История древнего мира», «История средних веков» (условно), История страны (условно), причём полновесные учебники-а то, что сейчас, комментировать грустно. Хороших лозунгов у нас много, а вот эффекта особо нет. Всё недовольны были советской системой образования, благодаря которой работала такая махина, как СССР и продолжает работать ещё в постсоветских республиках. А потом пришла пора экспериментов по американской системе образования и теперь имеем то, что имеем. Мнение профессионалов засунули поглубже и выполняли только чьи то популистские решения, типа 8летнего обучения и пр. Много чего наворотили за 30лет, а срок то немалый, целое поколение выросло.