Узбекистан принял Закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», который вступит в силу с 25 ноября 2021 года.
Закон состоит из 7 глав и 67 статей и регулирует отношения в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней. Он не распространяется на сделки, совершаемые между физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, с ювелирными и другими изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, принадлежащими физическим лицам на праве частной собственности.
Законом определено понятие драгоценных металлов и драгоценных камней.
драгоценные металлы – золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом виде и состоянии, в том числе в самородном и аффинированном, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и других изделиях из драгоценных металлов, денежных знаках из драгоценных металлов, ломе и отходах производства и потребления;
драгоценные камни – природные алмазы, рубины, изумруды, сапфиры, александриты, природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования.
В сферу оборота драгоценных металлов и драгоценных камней входит геологическое изучение и разведка участков недр, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, их добыча, производство, а также совершение комплекса операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями.
Государство регулирует оборот драгметаллов и камней посредством выдачи разрешений на право пользования участками недр для их добычи, лицензирует деятельность по аффинажу драгметаллов. Кроме того, оно реализует приоритетное право приобретения добываемой продукции для Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней, а также формирования и пополнения активов Центрального банка в драгметаллах, говорится в документе.
Определены полномочия пяти государственных органов в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней:
Кабинета министров;
Государственного комитета по геологии и минеральным ресурсам;
Министерства финансов;
ЦБ;
Государственной пробирной палаты при Министерстве финансов.
Установлено, в частности, что Государственная пробирная палата осуществляет контроль за:
деятельностью аффинажных предприятий;
производством, переработкой, использованием, реализацией, хранением и учетом драгоценных металлов и драгоценных камней;
наличием оттисков пробирных клейм на реализуемых ювелирных и других изделиях из драгоценных металлов и драгоценных камней;
выполнением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней;
изготовлением и реализацией ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней.
Определено, что физические и юридические лица имеют право пользоваться участками недр, содержащими драгоценные металлы и драгоценные камни, на основании разрешения, выдаваемого Государственным комитетом по геологии и минеральным ресурсам.
Статьей 16 определено право собственности на добытые драгоценные металлы и драгоценные камни. Они могут находиться в государственной собственности, а также собственности физических и юридических лиц.
В. Новиков