“Возврату не подлежит”– именно такого рода предупреждения можно встретить в различных супермаркетах или магазинах одежды и обуви. Законно ли это? Куда обращаться потребителю в таких ситуациях? В какой срок продавец должен вернуть деньги? В данном материале Агентство по защите прав потребителей при АМК РУз отвечает на эти вопросы и разъясняет некоторые нюансы законодательства о защите прав потребителей.
Анализ поступающих в Агентство по защите прав потребителей при АМК РУз обращений потребителей, относящихся к сфере торговли, показывает, что 33% из них касаются возврата и обмена товаров ненадлежащего качества, что еще раз является доказательством актуальности данной темы.
Так за прошедший период нынешнего года 255 обращений решено Агентством в пользу потребителей: 131 из них – по возврату бытовой техники, 25 – по возврату и обмену строительных товаров и мебели и 13 – во возврату или обмену автотранспортных средств ненадлежащего качества, также имеются ряд обращений по замене комплектующих деталей и запчастей и т.д. На сегодняшний день Агентством обеспечен возврат или обмен потребителям различных товаров, эквивалентных 1,5 млрд сумов.
КАКИЕ ТОВАРЫ ПОДЛЕЖАТ ВОЗРАТУ, А КАКИЕ НЕТ?
Потребителям следует знать,что возврату/ обмену подлежат не только товары ненадлежащего качества. В определенных ситуациях и при соблюдении некоторых обязательных условий покупатель может возвратить, обменять и качественный товар.
Естественно, что большинство продавцов всячески противятся реализации покупателями подобного права.
Итак, внимание: в случае, если товар не имеет каких-либо недостатков, но не подошёл вам по размеру, цвету, техническим характеристикам и другим причинам, потребитель вправе в течение десяти дней со дня покупки (для продуктов питания – 24 часа) возвратить, обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный у продавца, где он был приобретен, а в случае отсутствия такого товара в продаже — получить денежную компенсацию.
Но, важно помнить, что качественный товар можно возвратить, только если соблюдены следующие условия: товар не был в употреблении; целостность упаковки не должна быть нарушена, если имеются какие-либо пломбы и наклейки, они также не должны быть повреждены.
НЕЛЬЗЯ ОБМЕНЯТЬ/ВЕРНУТЬ!
Лекарства и медицинские изделия, предметы личной гигиены, парфюмерно-косметические товары, текстильные товары отпускаемые метражом, швейные и трикотажные изделия (бельё, чулочно-носочные, перчатки), изделия и материалы контактирующие с пищевыми продуктами, из полимерных материалов, бытовая химия, пестициды и агрохимикаты, мебель, ювелирные изделия, автомототранспортные средства, бытовые электроприборы, а также животные и растения не подлежат возврату или обмену.
ВАЖНО ПОМНИТЬ,
что при предъявлении требования о возврате денежных средств или обмене потребитель обязан предъявить кассовый или товарный чек. Поэтому крайне не рекомендуется выбрасывать документы, свидетельствующие о совершении покупки непосредственно у конкретного продавца.
ЕСЛИ ТОВАР НЕНАДЛЕЖАЩЕГО КАЧЕСТВА
Закон «О защите прав потребителей» предусматривает, что у человека, купившего товар с недостатками, есть 5 вариантов, позволяющих ему защитить свои права. Это: замена на товар надлежащего качества аналогичной марки (модели, артикула); замена на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; безвозмездное устранение недостатков товара или возмещение расходов на исправление недостатков потребителем либо третьим лицом; соразмерное уменьшение покупной цены; расторжение договора с возмещением понесенных убытков.
Воспользоваться этими правами потребитель может, если недостатки обнаружены в течение гарантийного срока либо срока годности товара; 6 месяцев по товарам, на которые гарантийные сроки и сроки годности не установлены; срока, установленного правительством республики для сезонных товаров.
Основными проблемами, с которыми сталкивается Агентство при рассмотрении просьб потребителей о замене или возврате товара являются: отсутствие чека или гарантийного талона; практическое отсутствие независимых технических центров по экспертизе недостатков бытовой техники и электроники, а также автомототранспортных средств.
«ОБМЕН И ВОЗВРАТ ТОВАРА, КУПЛЕННОГО ПО АКЦИИ, НЕ ПРОИЗВОДИТСЯ».
В настоящее время продавец (изготовитель, исполнитель) использует множество способов, чтобы продать товар потенциальному покупателю. Одним из таких способов является продажа товара по акции или скидке. Однако достаточно часто продавцы вводят в заблуждение покупателя своими объявлениями: «Обмен и возврат товара, купленного по акции, не производится».
Согласно законодательству, если продавец не предупредил покупателя о наличии каких-либо недостатков у реализуемого по акции товара, то потребитель наделяется правами потребителя, которому реализован товар ненадлежащего качества.