Сотрудничество стран Центральной Азии для противодействия торговле людьми и развития трансграничного сотрудничества обсуждено на форуме, посвященном «Палермскому протоколу». Он был проведен в преддверии Всемирного дня борьбы с торговлей людьми, отмечающегося 30 июля.
Организатором международного форума выступил Национальный центр Республики Узбекистан по правам человека совместно с Представительством Международной организации по миграции (МОМ) в Узбекистане.
В работе форума «Палермский протокол: национальный опыт и зарубежная практика» приняли участие представители министерств и ведомств, правоохранительных органов, национальных институтов по правам человека, представители отдельных агентств ООН, научно-образовательных учреждений, институтов гражданского общества из Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана, а также представители международных организаций, сообщила пресс-служба НЦПЧ.
Палермский протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее является главным инструментом международного права, который содержит определение преступления о торговле людьми и основой для разработки национального законодательства по противодействию торговле людьми. Протокол дополняет Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности 2000 года.
Узбекистан присоединился к настоящему Протоколу в соответствии с постановлением Президента от 8 июля 2008 года. Протокол обязывает ратифицирующие государства предотвращать торговлю людьми и бороться с ней, защищать жертв торговли людьми и оказывать им помощь, а также содействовать сотрудничеству между государствами для достижения этих целей. По состоянию на май 2020 года его ратифицировали 176 сторон.
Участники форума обсудили последние тенденции в области торговли людьми, трудности, связанные с данным явлением, включая пандемию COVID-19. По данным ООН, ежегодно около 2,7 млн. человек во всем мире становятся жертвами торговли людьми.
Являясь одним из самых жестоких преступлений в мире, торговля людьми вводит в заблуждение и превращает в жертв женщин, мужчин и детей из всех уголков мира и ежедневно заставляет их быть объектом эксплуатации. Торговля людьми является проблемой глобального масштаба, которая не признает национальных границ, и которая лишает людей их человеческого достоинства.
Узбекистан принимает последовательные меры по развитию международного и регионального сотрудничества в борьбе с торговлей людьми, совершенствованию национального законодательства и механизмов.
В 2019 году по инициативе Президента Узбекистана создана Национальная комиссия по борьбе с торговлей людьми и принудительны трудом.
С учетом международного опыта была разработана новая редакция Закона Республики Узбекистан «О противодействии торговле людьми». Согласно обновленному закону, идентификация жертв торговли людьми осуществляется в целях их выявления и предоставления им необходимой помощи и защиты, а также предотвращения риска повторного вовлечения их торговлю людьми. В законе также определен порядок социальной реабилитации и адаптации жертв торговли людьми.
Узбекистан получил более высокий уровень в Докладе о торговле людьми за 2021 год, подготовленном Государственным департаментом США. Страна в данном докладе включена во вторую категорию (Tier 2), ранее в течении 2018-2020 гг. Узбекистан находился во второй группе стран, в отношении которых ведется особое наблюдение (Tier 2 Watch List).
В отчете этого года признаются усилия правительства Узбекистана по предотвращению принудительного труда при сборе урожая хлопка, выявлению нарушений законов, запрещающих принудительный труд, и привлечению нарушителей к ответственности, а также сотрудничество с институтами гражданского общества и международными организациями.
Отмечена также работа по защите и реинтеграции женщин и детей, оказавшихся в зонах вооруженных конфликтов в Сирии, Ираке и Афганистане, а также предпринятые меры по социальной защите и обеспечению занятости трудовых мигрантов в условиях пандемии.
В ходе дискуссий форума представителями стран региона проанализированы главные причины низкой идентификации и недостаточно эффективного расследования преступлений, связанных с торговлей людьми.
Отмечалось, что для успешного противодействия фактам торговли людьми необходимы качественное изменение подходов к решению существующих проблем, тесное взаимодействие и системная работа уполномоченных органов, консолидация усилий государства и гражданского общества.