На днях прошла Научно-практическая конференция «Современное газетное дело: процессы трансформации – проблемы и решения», организаторами которой выступили Национальная библиотека им. А.Навои, Волонтерская творческая группа «Мурувват», факультет журналистики НУУ им. Улугбека.
Газета для птиц
Читателю менее всего хочется читать отчет о мероприятии с поименным порядком выступающих и их цитированием. В этом я с ним солидарна.
«Если встретите человека белее мела,
худющего,
худей, чем газетный лист, —
умозаключайте смело:
или редактор
или журналист».
Так Владимир Маяковский писал в стихе «Газетный день» о личности и труде журналиста. Что же поменялось за сотню лет в этой сфере? Давайте составим свою картину о работниках СМИ, их жизни и даже номинальной «смерти». Например, одни — День печати и СМИ отмечали в самый разгар пандемии за праздничным столом в ресторане, другие – на конференции выявляли проблемы печатных СМИ, их работников, сидя в масках, связываясь с регионами по ЗУМу.
Электронные и печатные СМИ: что актуальнее и доступнее? Всё дело в вилке! Той вилке, которая входит в розетку. Я — сторонница Робинзона Крузо. Представьте, что нет розеток, электричества и прочих благ цивилизации. Что делать? Делайте и запасайтесь как он. Вот почему я считаю, что газета на бумажном носителе – это архиважная деталь нашей повседневной жизни. Хотя к ней, вот уже 30 лет, отношение как к забытой под дождем детской игрушке.
На мероприятии говорили много, жестко, с цифрами на руках, причем многие из них не в пользу нынешним подходам, времени. Так, нам напомнили, что в 80-90-х годах ХХ века в сельской глубинке каждая семья выписывала по 2-3 газеты, причем соседи получали другой набор изданий, чтобы затем взаимно ими обмениваться. Это считалось не только престижным – выписывать газеты, быть начитанным, просвещенным, но и стратегическим активом страны — воспитать и подготовить через печать духовного, образованного, с расширенным сознанием гражданина. Сейчас это заменено на этажность дома, количество машин в гараже, размер выпирающего «авторитета» каждого домочадца. И всё!
На заре нашей вольной (от любой идеологии) жизни нас просто разучили читать, взвинтив цену на газету в порядки раз. Человек выбрал хлеб насущный, духовность отодвинул в сторону. Это было начало того нудного «дождя». Вспоминались две копейки, на которые я могла некогда купить отечественную газету «Правда Востока».
Как нынче оценить труд журналиста? В денежном эквиваленте он имеет широкий диапазон: от безвозмездного служения газете до огромных гонораров из кошелька инвестора. Последних лиц ничтожно мало, так как у нас до сих пор нет четкого закона о меценатстве, спонсорстве, а также об интеллектуальной собственности и ее защите. Так что 109 газет, как груду семечек, выложили на аукционные весы. Соответственно, и их коллективы. Кто даст больше? А еще — кто выплатит все их бывшие долги?
На торговую голгофу пошли как газеты-однодневки, так и некогда стабильные издания. К примеру, «Вечерний Ташкент» и «Тошкент окшоми» стали обузой для своего учредителя – столичного хокимията. Вот уже два года он не нуждается в такого рода оппонентах или проводниках своей политики в СМИ. Эти издания были основаны 55 лет тому назад, после Ташкентского землетрясения, при поддержке тогдашнего лидера страны Шарафа Рашидова. Об этих событиях нам поведало документальное кино «Жизнь, равная истории Родины».
Или такой факт. На медленное умирание обречена газета «Учитель Узбекистана», которой отказано в праве подписки в принудительном порядке. Этот шаг бизнес-творцов или законотворцев привел к тому, что тираж упал в четыре раза. Теперь пространство всех школьных и иных библиотеки немного расширилось, а на сохраненную от подписки скромную сумму можно устроить мини-банкет. То-то будет весело, то-то хорошо! А за опытом, новостями, законами, постановлениями, будьте добры, в платный Интернет на постоянной основе. А если по незнанию вставите не туда и не ту вилку, то – фонтан искр и эмоций вам обеспечен! Живой-то газеты нет рядом! Так стоит ли рушить то, что испытано годами?
Реальные умы, взвесив на весах собственной истории и духовного правосудия, высказали предложение – вернуть часть изданий с опытом прошлых лет под «крыло» государства. Газета в бумажном формате, если даже не доходит до каждого дома, киоска, она должна иметься в библиотеках, в том числе и издания по отраслевым векторам. Были высказаны ряд других креативных предложений – от выпуска лотерейных билетов, призыва к финансовой ответственности учредителей… до сокращения текучки кадров мотивацией — получения жилья. И еще должна быть на государственном уровне разработана специальная программы по поддержке печатных СМИ.
На мероприятии вопрос коснулся подготовки кадров в вузах. Новый формат работы – один раз в неделю все студенты факультета журналистики НУУ должны проводить в редакциях. Вот только встает вопрос: как совмещать творческую и педагогическую работу журналистам в редакциях. И кто будет за это платить? Или будут привлекаться свободные журналисты, которых теперь «пруд пруди». Лично я, как совсем свободная от редакций личность, готова принять часть таких обязательств. Вот только пойдет ли наша перестраховочная образовательная система на такие шаги?
Прозвучала такая формулировка. «Если за четыре года студент не найдет себе работу, своё поприще, то тогда надо считать, что вуз не справился со своей работой». Справедливые слова. И тогда что произойдет? Чья голова будет красоваться лежащей на эшафоте или гордо с лавровым венком?
Единственным позитивным моментом было вручение ветеранам газеты «Тошкент окшоми» памятных грамот и ноутбуков представителями Общественного фонда поддержки и развития национальных масс-медиа.
Да, и в завершении этой части статьи, хочу представить читателям прозвучавший интересный факт. В Олтинсойском районе (не указана область) в киоске газеты особо не раскупаются. Лишь огромными тиражами заказывается дешевое издание «Халк сузи». Для чего? Для хозяйственных нужд. В частности, газетой прикрывать от птиц какую-либо продукцию, заворачивать, паковать, разжигать. Так что газеты теперь у нас читают птицы. А вы говорите: Газеты! Газеты! Платить пора! Чтобы от птичьих мозгов расширение пошло и до человеческих.
Шили плотники штаны…
В рамках проведенного мероприятия среди его участников было проведено анкетирование на тему «Что для вас печатные СМИ?» Думаю, наш мониторинг не только позволит коснуться насущных вопросов журналистики, но и раскроет некоторые стороны социологической системы, не культивируемые, даже скорее засекреченные в нашей стране.
Первый вопрос – «Укажите свой возраст». Когда составляются анкеты, то почему-то часто пренебрегается этим показателем. А зря. Именно благодаря такому параметру можно понять, оценить разность взглядов, интересов, выбора среди различных слоев общества. А также понять, в чем заключается конфликт, противостояние разных поколений — «отцов и детей».
В нашем опросе преимущественное большинство участников составили люди старшего поколения (свыше 60 лет) — 60%. По 20% были представлены категории 20-40 летних и 41- 60 летних. Видимо, молодое поколение особо не интересуется печатными СМИ на бумажных носителях, и поэтому среди присутствующих их было мало. Хотя в онлайн-системе приняли участие студенты факультета журналистики НУУ имени Мирзо Улугбека, но, к сожалению, по понятным причинам не в анкетировании.
Исходя из результатов первого вопроса, вполне закономерными оказались ответы на второй — о стаже работы. 54% присутствующих указали, что свыше 25 лет они посвятили журналистике. По 13% имели те, кто входил в категорию со стажем 0-5 лет и 6-15 лет. Работающих в профессии 16- 25 лет оказалось 7%.
На третий вопрос – «Нужны ли печатные издания на бумажных носителях – газеты, журналы? И почему?» — все участники (100%) высказались положительно. В графе «иное мнение» были даны комментарии ко второй части вопроса «почему». Один ответ прозвучал так: «Чтобы читать достоверные материалы и оставлять на память подшивку по темам». Оказывается, еще остались «последние из Могикан», которые прибегают к таким методам хранения информации. А что удивляться? Да и у меня где-то хранятся до сих пор вырезки из газет 20-40 летней давности, в которых профессионализм журналиста просто переворачивал сознание человека.
А вот еще одно, глубоко осознанное признание. «Газеты только в бумажном формате способствуют, в первую очередь, повышению грамотности читателей, когда зрительный нерв срабатывает как проводник памяти письма, пунктуации и прочего. Только печатные издания на бумажных носителях имеют штат редакторов, корректоров, которые следят за смысловыми и грамматическими ошибками, нестыковками, что, чаще всего, отсутствует в электронных изданиях».
И если обратиться к четвертому вопросу – «К каким печатным изданиям за последнее время вы обращались?», — то в основном журналисты предпочитают официальную прессу — «Правда Востока», «Народное слово», «Учитель Узбекистана», «Доверие» и их аналоги на узбекском языке, «Хуррият», «Наставник». Среди легкого чтива лидером является газета «Даракчи». Также упоминаются российская «АиФ», узбекские «Согдиана», «Отдохнем», региональная «Воха». И хотя «Новости Узбекистана» нынче выходит только в электронном формате, она также вошла в состав перечисленных изданий. Свой комментарий по поводу такого выбора дал один из анкетируемых: «Важна взвешенная, достоверная информация, которая присутствует в официальной прессе. А еще для личной оценки ряда газет по подаче аналогичных материалов (профессионализм, дизайн, узнаваемый почерк редакции, вовлеченность читателя), в том числе и в создании эксклюзивных материалов». Но среди журналистов есть и такие, которые не ответили на данный вопрос. Будто они только строчат свои материалы. Это как известное выражение – «чукча — не читатель, чукча — писатель». Ничего личного к вышеупомянутым народам. Просто – к месту пришелся анекдот с бородой.
На пятый вопрос «Что мешает печатать острые, злободневные темы?» были предложены четыре варианта ответа. И вот каков был выбор участников опроса. За «отсутствие четко выверенной стратегии и тактики печатной продукции» и «слабая кадровая политика в редакциях» проголосовали по 40% журналистов. Чуть более — 53% голосов получила позиция «недостаточная законодательная база, защищающая журналиста». Лидером по показателям (70%) оказался ответ — «традиционность, трусость редактора». Вот такой расклад свидетельствует о катастрофическом положении кадровой политики в этом направлении, когда на редакторское кресло чиновники и частные инвесторы сажают непрофессионалов. Людей слабых, не умеющих отстаивать стратегию, позицию редакции и, что очень тревожно и важно отметить, не владеющих журналистским ремеслом. Я уже не говорю о таланте. Вот и руководят СМИ бизнесмены, строители, певцы, повара, маникюрщицы и прочая непричастная к творчеству «мафия», из челяди богатеньких и при власти людей. Кстати, по этому поводу есть детская песенка из фильма «Красная шапочка».
Шили плотники штаны – вот тебе и брюки,
Пели песенку слоны – вот тебе и звуки.
Лили воду в решето – вот тебе и «здрасте»,
Надо всё же делать то, что ты делать мастер!
Шестой вопрос формировался из тенденций последних лет, когда роль «оракулов современности» всё чаще отводится блогерам. Но, к сожалению, нередко они оказываются неграмотными люди, без какого-либо образования, без представления о журналистской этике и практике. А вот как ответили анкетируемые на вопрос – «Какой процент участников должен присутствовать на газетных полосах, что соответствовало бы вашей степени доверия представленной информации?» За профессионалов своего дела — журналистов проголосовало 48% анкетируемых. Экспертное сообщество получило более 25% голосов опрошенных, различные авторы — 22%, блогеры – менее 5%. Хотя был и такой молодой человек, имеющий минимальный опыт работы в журналистике, который все 100 % отдал вышеупомянутым блогерам. Видимо, он их только и читает, а заодно и продвигает подобную политику, психологию. А также предполагает, что их силами все СМИ тут же окрасятся в небесно-голубой цвет чистоты и божественного доверия.
На седьмой вопрос — «Считаете ли вы, что для поддержания печатных изданий следует внести особые преференции и в чем?» — по 13% получили ответы «да», «нет», «не знаю». 26% опрошенных решили вообще не отвечать на данный вопрос. А вот «иное мнение» имели 35% журналистов. В чем же оно заключалось? Приведу некоторые из них: редакторы должны осваивать маркетинг и менеджмент, чтобы держать газету «на плаву»; должна быть пересмотрена материальная составляющая редакций, гонорарная политика в печатных СМИ; демократичность и независимость должны быть непреложным условием во взаимоотношении редакций со своими курирующими ведомствами, учредителями; должна быть проработана система выдачи грантов для газет; на начальном этапе функционирования газеты необходима помощь для параллельного формирования ее электронной версии; необходима практика подбора профессиональных кадров, а также распределения молодых специалистов после вузов.
Восьмой вопрос – «Считаете ли вы, что государство должно продвигать идею, бренд — «чтение газет»? — в чем-то может считаться масштабной идеей для власти, которая стремится объединить народ. Кстати, этот вопрос-тезис пришелся по душе 79% опрошенных, не смогли ответить 8 % людей. С отрицанием такого положения вещей выступили лишь молодые люди (13%) с малым журналистским стажем. Свои тезисы в «ином мнении» добавочно высказались 21% респондентов. А вот и они: государство должно быть главным двигателем этой идеи; это должно быть одной из ведущих скреп в государстве; создать имидж читающей молодежи, как престижный образ; государство-реформатор должно это продуцировать, возможно, даже в формате идеологии.
На девятый вопрос – «На ваш взгляд, что может поднять интерес к газетам в бумажном формате?» — не нашли ответа 47% анкетируемых. Но 53% высказали свое «иное» мнение. Вот его палитра. 1. При приеме на работу учитывать, наряду с профессиональными качествами, кругозор, степень начитанности, информированности кандидата. 2. Главными редакторами назначать тех, кто может сам грамотно писать, печатается в собственном издании. 3. Повсеместная реклама, в которой пропагандируется образ читающего человека. Для этого надо выработать на государственном уровне «стратегию чтения», совсем как в 30-40-х годах прошлого столетия применялась система всеобуча. 4. Публикации любой правды, основанной на фактах, экспертной оценке и широком охвате вопросов с защитой интересов народа. 5. Необходим диалог с народом по принципу «двустороннего движения». 6. Присутствие на газетных полосах острого анализа, критики современного государственного строительства, дебатного противоборства экспертов. 7. Продвинутый редактор, который живет газетой, а не существует, полагаясь на «авось». К примеру, газета городского хокимията не должна закрываться лишь по желанию его руководства.
Степень открытости аудитории выявляется на основе последнего вопроса-предложения — «Желающие могут оставить свои контакты для дальнейшего сотрудничества». К счастью, журналисты оказались коммуникабельными людьми. 87% предоставили свои имена и фамилии. Из них 80% указали свои телефоны, 26% — телеграммы, а 13% — электронные почты.
Следует отметить и такую, не раз отмеченную тенденцию. Незаполненными анкеты остались на столах высоких чиновников, которые считают наши действия – просто пустой формальностью или безделицей, а также молодежи, принципиально не желающей отвечать на вопросы, написанные на кириллице. Но и в одном, и в другом образе сидят персонажи, которые позиционируют себя с продвинутыми журналистами-демократами. Так ли это на самом деле? И сколько воды можно сохранить и перенести в подобном «решете»? То бишь с этими нерадивыми функционерами от СМИ…
Муяссар Максудова,
Свободный журналист.