Пресс-служба Ташкентской и Узбекистанской епархии опубликовала «Открытое письмо-обращение в адрес издания «Azon.uz» в виду размещения на сайте издания провокационного материала». Приводим его текст без изменений:
Уважаемое руководство редакции сайта «Azon.uz»
Ознакомившись с опубликованной на сайте «Azon.uz» статьей «Боламни черковга бераман…», Ташкентская и Узбекистанская епархия Русской Православной Церкви полагает необходимым довести до Вашего внимания ряд своих соображений относительно данного материала.
Во-первых, в самом начале публикации почему-то (по неизвестным нам причинам) сделан акцент на то, что наша церковь (точнее Свято-Успенский кафедральный собор) по какому-то стечению обстоятельств находится на улице, именуемой «Авлиё ота». Что Вы хотели этим сказать? Эта короткая улица некогда носила название Старогоспитальной, потом была названа в честь Кафанова. Позже ее переименовали в современное название. Помимо улицы «Авлие ота» Успенский кафедральный собор находится и на лице Нукусской. Может и здесь есть проблемы?
Во-вторых, Вы, без предварительного на то согласования, проводили съемочные работы с помощью мобильного телефона, а также опрашивали находящихся на территории объекта верующих людей. Если Вы являетесь официальным сотрудником медиа-организации, Вы же могли официально обратиться руководству религиозной организации по поводу проведения съемок или же для получения интервью, однако, к великому сожалению, Вы этого не сделали. Особую обеспокоенность у нас вызывает тот факт, что объектом Ваших, так называемых исследований, если так можно назвать эти действия, стал обычный несовершеннолетний ребенок.
В-третьих, в своей статье Вы неоднократно подчеркиваете, что являетесь мусульманином, однако Ваши поступки и действия не соответствуют образу представителя религии, являющейся примером мира и дружелюбия. Вот, например, представьте себе такую картину, какой-нибудь служитель православной церкви приходит в мечеть и без предварительного уведомления начинает проводить там видео-фотосъемки, при этом, останавливая и выпытывая у находящихся там верующих граждан какую-то информацию? Как Вы сами отреагировали бы на это?
Кроме того, в Вашей публикации отмечен факт присутствия на территории церкви (Свято-Успенского кафедрального собора) лиц из числа титульной нации, но, насколько нам известно, согласно Конституции страны, свобода совести гарантируется для всех граждан Узбекистана и каждый имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Слава Господу, что в родном для всех нас многонациональном Узбекистане процветает религиозная толерантность и межконфессиональное согласие. Любые попытки внести раздор среди лиц разных вероисповеданий и национальностей может, в конечном итоге, привести к печальным, если не к катастрофическим, последствиям, примеры которых Вы, может быть, наблюдаете в различных частях планеты.
И, наконец, останавливаясь на основополагающем моменте Вашей статьи, хотели бы внести некоторые разъяснения:
Первое – Ташкентская духовная семинария, которая несколько раз была упомянута в материале, является высшим учебным заведением Русской Православной Церкви. В семинарию, согласно ее Уставу, могут поступать лица, получившее полное среднее образование, и в этой связи в семинарии не могут обучаться дети школьного, и, тем более, дошкольного возраста.
Второе – при каждом храмовом православном приходе действуют внебогослужебные собеседования для прихожан и их детей. В народной лексике эти собеседования называют «воскресными школами», хотя эти собеседования не соответствует статусу школы.
Воскресные собеседования проводятся для разных возрастных групп, представляя собой, по сути дела, продолжение храмовой проповеди, а также пояснения относительно вероучения, традиций, обычаев и обрядов Русской Православной Церкви. Как правило, собеседования проводят священнослужители или подготовленные лица, имеющие законченное религиозное образование (чаще всего – выпускники Ташкентской духовной семинарии).
Для младших возрастных групп «воскресная школа» выступает в качестве своеобразного «детского сада», где дети дошкольного и младшего школьного возраста занимаются рисованием, изучением песен, постановкой театральных сцен, или просто играют в активные игры. Во время пребывания детей в так называемой «воскресной школе» их родители имеют возможность беспрепятственно присутствовать на воскресном богослужении.
Таким образом, принимая во внимание все вышесказанное, хотели бы обратиться к Вам с просьбой о соблюдении журналисткой этики и взаимоуважения к чувствам верующих других национальностей.
С уважением, Викентий,
МИТРОПОЛИТ ТАШКЕНТСКИЙ И УЗБЕКИСТАНСКИЙ,
ГЛАВА СРЕДНЕАЗИАТСКОГО МИТРОПОЛИЧЬЕГО ОКРУГА.
В погоне за сенсацией очень многие горе блогеры и некомпетентные журналисты неосознают последствия своей непрофессиональной деятельности. У таких писак просто не хватает интелекта продумать все аспекты и варианты событий которые могут наступить вследствии непонимания обывателем всю степень коварства заложенной в статье,возможно из за ограниченности интелекта. Как и в отношении экстремизма,нужно жёстко пресекать попытки посеять смуту в межрелигиозные отношения граждан республики Узбекистан.
Наверное государству нужно взять данное событие под контроль. Религию ни в коем случае нельзя трогать в провокациях и в паире. Это тонкая нить между миром и войной.
Одно из великих достижений Узбекистана-толерантность ко всем религиям, терпимость, уважение к другим конфессиям. И если недоучки начнут публиковать всякую чуш, это не приведет к хорошему. К сожалению у нас не мало безграмотных блогеров, которые не имеют малейшего религиозного образования, не знают историю религии. Смута не для нашей страны!