Все, наверное, в детстве или юности зачитывались знаменитым романом Уилки Коллинза «Лунный камень». Но вот что интересно: сдается, что писатель, выросший в семье среднего достатка, где экономили на всем, и вынужденный с юности пробиваться в жизни собственным трудом, – не слишком часто имел дело с драгоценными камнями, если вообще держал их в руках. Потому что дальше этот таинственный «лунный камень», украшавший некогда изваяние индийского божества, а позже похищенный у юной английской леди, он называет уже «желтым алмазом».
Можно поверить, что описанная, вернее – придуманная британским романистом драгоценность действительно была уникальной и бесценной. Но вообще-то ни алмазы, ни бриллианты, имеющие желтый или коричневатый оттенок, высокой ценностью не обладают и стоят значительно ниже бесцветных. Сравниться стоимостью с бесцветными камнями могут лишь самые яркие образцы желтых бриллиантов. И даже изысканные коммерческие названия – «коньяк», «шампань», которые дают желтым и коричневым камням изобретательные продавцы, ничего не меняют, – все это рассчитано лишь на несведущего клиента.
Из цветных же бриллиантов высоко ценятся лишь камни определенных цветов – красные, розовые, голубые, зеленые. Например, в собрании Алмазного фонда России представлен знаменитый «Большой букет» императрицы Елизаветы Петровны, сделанный в середине XVIII века. В сквозную оправу его вставлен редкий розово-сиреневый бриллиант весом 15 карат, оттенка нежнейших цветочных бутонов. Лучи света свободно играют на всех гранях, проникают насквозь и рассыпаются множеством сверкающих отражений… Этот сиреневый бриллиант – единственный цветной камень в «Большом букете». Остальные бриллианты бесцветны, поэтому мастер нашел интересное решение: подложил под каждый серебряную ювелирную фольгу, химически окрашенную в тот или иной цвет, придав им таким образом нужную окраску.
Конечно, такая «хитрость» – право ювелира, свидетельство его фантазии и изобретательности, ведь в этом прекрасном изделии использованы первосортные бриллианты. Однако подобные приемы веками применялись и применяются в ювелирном деле и для целей куда менее почтенных – чтобы повысить рыночную стоимость не слишком ценных камней. И разнообразие трюков, которые для этого используются, поистине неисчерпаемо.
Надо сказать, что далеко не всегда речь идет об откровенных грубых подделках. Это могут быть имитации, которые лишь на первый взгляд напоминают оригинал, либо синтетические камни. Например, распространенная имитация драгоценных камней – стразы из оптического стекла и фианиты (кубический оксид циркония): отличить их от оригинала можно только с помощью лабораторного оборудования. Сегодня хорошо оснащенные лаборатории довольно легко справляются с этой задачей. Определить чистоту и качество камня поможет алмазный тестер, который, используя уникальное свойство алмаза – сверхвысокую теплопроводность, безошибочно выявит, настоящий это камень или нет. Даймонд-детекторы стали ныне принадлежностью ювелиров во всех солидных магазинах, есть они и у частных мастеров. Поэтому мошенничества со стеклянными и фианитовыми имитациями бриллиантов в большинстве стран уже ушли в прошлое. Но на смену им пришли новые виды мошенничества, теперь уже с натуральными камнями.
Например, широко практикуются так называемые облагороженные камни: это тоже имитация, но другого рода. Как же именно можно «облагородить» бриллиант? О, способов множество. Помимо огранки и полировки для улучшения внешнего вида не слишком ценных камней, применяются окрашивание, отбеливание, нанесение покрытий, пропитка, термообработка… Камню могут улучшить чистоту, убрав лазером включения и заполнив пустоты и трещинки силиконом или стекломассой. Могут обесцветить его или же, наоборот, усилить цвет, когда дело касается цветных бриллиантов. Чтобы камни были прозрачными и ярче блестели, их искусственно облагораживают минералами и маслами…
Конечно, такие вмешательства сильно снижают цену бриллианта. Облагороженные камни стоят несопоставимо меньше необлагороженных. Только представьте разницу в цене: камень может стоить три тысячи долларов, а может – пятнадцать тысяч!.. Понятно, что настоящие ценители предпочитают только камни нетронутые, без следов какого-либо вмешательства. Да и дилетанту, не разбирающемуся в тонкостях ювелирного дела, тоже, конечно же, совсем не хочется переплачивать несколько тысяч долларов за самоцветы, которые вовсе того не стоят.
Еще одна проблема при покупке бриллиантов – камни, выращенные искусственно. От таких ювелиры пренебрежительно отмахиваются: стоить как натуральный он не будет никогда.
…Как видим, человека, решившего приобрести по-настоящему ценные, дорогие бриллианты – не просто в подарок любимой, а именно как капиталовложение, –риски, связанные с недобросовестностью и даже прямым мошенничеством продавцов, подстерегают на каждом шагу. Ошибки же в оценках очень дорого обходятся. Вот почему в условиях современного ювелирного рынка необходима всесторонняя профессиональная оценка драгоценных камней.
Но это – тема уже нашего следующего рассказа о сверкающих маленьких сокровищах, красота которых не подвластна времени.
…О, эта поговорка ювелиров,
брильянтщиков, предателей,
убийц из-за угла и дам шикарных:
«Нет ничего на черном белом свете.
Алмазы есть. Алмазы – навсегда!..
Лейла Шахназарова.
Продолжение следует.