Центральное место в выступлении Президента Республики Узбекистан Ш.Мирзиёева на саммите Организации экономического сотрудничества (ОЭС) заняли вопросы углубления и расширения торгово-инвестиционного взаимодействия. И это неспроста, так как именно торговля и взаимные инвестиции являются двигателем экономического развития и инструментом укрепления связей государств – членов этой организации.
В этом плане ОЭС представляет собой удобную площадку, поскольку объединяет расположенные в общем макрорегионе 10 близких друг к другу стран: Азербайджан, Афганистан, Иран, Казахстан, Кыргызстан, Пакистан, Таджикистан, Туркменистан, Турцию и Узбекистан. Данная платформа позволяет обсуждать между ними пути развития и продвижения торговых и инвестиционных возможностей.
Учитывая общую повестку развития, Глава Узбекистана заявил о необходимости продвижения соглашения ОЭС по преференциальной торговле (The Economic Cooperation Organization Trade Agreement – ЭКОТА). Использование данного нормативно-правового акта позволит либерализовать механизмы торговли в регионе. Соглашение предусматривает сотрудничество в сфере торговли товарами и услугами, введение режима постепенного снижения тарифов, облегчение грузоперевозок, координация и помощь при вступлении стран в ВТО, защита прав интеллектуальной собственности, разрешение споров и др.
О значительном потенциале соглашения ЭКОТА и региональной торговли в рамках ОЭС говорит то, что товарооборот между странами организации, общая площадь которых составляет 8 миллионов квадратных километров, а совокупная численность населения более 511 миллионов человек, в 2019 году превысил 900 миллиардов долларов.
Соглашение по поддержке торговли призвано сыграть важную роль в расширении внутрирегиональной торговли. Его реализация обеспечит расширенный доступ товаров и услуг на рынки стран региона, что повысит уровень конкурентоспособности
и эффективности, приведет к снижению себестоимости продукции за счет масштабов производства, тем самым снизив затраты на ведение бизнеса. Более того, это простимулирует инновации
в странах-членах организации, создание кооперационных связей и региональных цепочек поставок.
В свою очередь, развитие торговли ведет в долгосрочной перспективе к повышению занятости, особенно в экспортных отраслях экономики. Также, это послужит увеличению веса стран ОЭС на международных форумах.
Следует отметить, что торговля Узбекистана со странами ОЭС динамично растет, составляет значительную долю в общем товарообороте и характеризуется сбалансированностью. По итогам 2020 года товарооборот со странами ОЭС составил 8,3 миллиардов долларов, (экспорт – 4,3 миллиардов, импорт – 4 миллиардов долларов), что в 1,5 раза выше показателей 2017 года. С участием инвесторов из ОЭС в республике созданы 4400 совместных и индивидуальных предприятий.
Дальнейшее развитие сотрудничества нашей страны с ОЭС, в частности, присоединение к соглашению ЭКОТА, по мнению экспертов, будет иметь следующие позитивные эффекты.
Во-первых, ожидается увеличение объема экспорта Узбекистана, поскольку продукция узбекских товаропроизводителей будет более конкурентоспособной за счет снижения странами импортных тарифов, как это предусмотрено в соглашении. Рост экспорта простимулирует развитие производства и новых технологий в нашей стране.
Во-вторых, в результате снижения торговых барьеров снизятся цены не только на импортируемые товары, но и на отечественную продукцию, в производстве которой используются импортные компоненты. Увеличение экспорта отечественной продукции также повышает доходы производителей, налоговые поступления в казну и, следовательно, доходы и благосостояние населения в целом.
В-третьих, из числа государств-членов ОЭС 7 стран являются членами Всемирной торговой организации (ВТО). В этой связи Узбекистан заинтересован в установлении с ними взаимовыгодного режима на уровне региональной торговли.
Помимо этого, развитие транспорта – еще одна область, которая углубит сотрудничество между Узбекистаном и странами ОЭС. Фактически, эффективность соглашения, заключенного в области торговли, будет еще больше увеличиваться по мере облегчения условий использования транспортных коридоров.
Таким образом, можно отметить, что проекты по развитию транспортно-коммуникационной инфраструктуры играют дополнительную роль с точки зрения роста торговых связей.
В целом, предложенная Президентом Узбекистана работа по соглашению ЭКОТА послужит дальнейшему укреплению торговли между странами ОЭС, расширению регионального сотрудничества во многих других сферах и, в конечном итоге, обеспечит дальнейшее социально-экономическое развитие как нашей страны, так и соседних государств.
Алишер Кадыров
руководитель отдела ИСМИ при Президенте Республики Узбекистан