back to top
18.5 C
Узбекистан
Суббота, 21 сентября, 2024

Соблазнить – словно два пальца пересчитать

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
6,820ПодписчикиПодписаться

Коронавирусный карантин, продолжающий свое шествие по планете, позволил ознакомиться с работами наших кинематографистов, созданными  за последние годы, не выходя из дома, у экранов телевизоров. Но насколько кинопродукция отвечает вкусам и интересам наших зрителей? Давайте разберемся. Сюжет картины «Иммуноблот» многим покажется актуальным, ведь речь идет о молодежи, которая стремится жить лучше.

Как его назовешь, так он и поплывёт

Разговор не о новом, спущенном на воду корабле с диковинным именем «Иммуноблот», это всего лишь название очередного фильма в череде моих журналистских исследований. Но что означает «иммуноблот»? Цитирую: «Иммуноблоттинг (иммуноблот) – высокоспецифичный и высокочувствительный референтный метод при диагностике ВИЧ-инфекции». И скажите мне на милость, как же плыть этому фильму по просторам наших киноэкранов, если название – однозначно утопическое.

Этот фильм про время, которое может сыграть с героями неожиданные сюжеты, каверзы. В мировой киноиндустрии, наверное, самый известный — оскароносный фильм режиссера Р. Земекиса «Назад в будущее», когда герой пытается повлиять на судьбу близких ему людей, оказываясь в различных временных континуумах. В этой цепочке можно перечислить не один десяток фильмов, причем их жанровая палитра разнообразна:  от триллера, фантастики, приключения, фэнтези, детектива до драмы, мелодрамы, комедии. К какой из них отнести картину  режиссера И. Садыкова, я теряюсь, т.к. все потонуло в такой зыбкой трясине жанровой пересортицы, что без 100 граммов  терпения не разберешься.

События начинаются с аэропорта, откуда две девушки попадают в заграничный притон. Зебо подзаработала на Гульнозе, привезя ее по договоренности к сутенерам. Мордобитие, деньги, летящие веером в лицо, толстый мужик в халате… Теперь участью обманутой девушки станет обслуживание клиентов. Здесь появляется первый сюжетный вектор.

Другой антураж. Предсвадебная тусовка Эркина и Дильнозы  – их фотосессия, прогулки по улицам Бухары. Словом, «пу-пу» и «сю-сю» по полной программе. Хорошо хоть не было представлено свадебное торжество, т.к. и в жизни, и в фильме — это выброшенные деньг на шикарную постановку  торжества, расточительную трапезу, разномастную орущую попсу на сцене, нафранченных гостей и прочие навороты. Так, как это принято у нынешних узбеков.

Но зато есть послесвадебные обязанности невестки: к раннему утру подмести двор и улицу  в праздничном парчовом халате, на голове,  вместо традиционного платка, кокетливая тюбетейка, норовящая слететь с головы при любом наклоне. Меня, как женщину, эти нелепые «придумки» откровенно коробили: как только не изгаляются создатели картины, чтобы представить восточную женщину в таком сказочном наряде, да ещё с веником, совком, ведром  в руках. Но это покажется мелочью по сравнению с тем, что нагородили они далее по сюжету.

Эркин по рекомендации дяди пришел в частный дом подзаработать. Произошел несчастный случай — от напряжения в электропроводке он падает с лестницы, удар, потеря сознания. Здесь берет начало второй повествовательный вектор. Все напасти обрушиваются на голову молодого жениха.  Он должен крупную сумму дяде, который для проведения его же свадьбы залез в денежную кабалу. Надо возвращать долг. И тогда  дом Эркина  идет под залог.  Любая работа, за которую он принимается, не приносит большого и быстрого дохода. Но выход нашелся. Происходит смыкание двух жизненных направляющих. Нашего пострела  нанимает на работу некая богатенькая фифа Гульноза или Гуля-сутенерша.  Эркин  за полученные враз крупную сумму должен отрабатывать проституцией. И в первую очередь он должен начать с нее.

Изжога от дурновкусия

Да вы что, ребята, у вас с этикой и моралью все в порядке? Или башку сносит от того кино-беспредела, который проник и  заполонил наши телеэкраны, в том числе из восточных стран, где распространена мусульманская религия. Если для заграничных «ночных бабочек» мужского пола соблазнить — как два пальца… пересчитать, будто это занятие является обычным ремеслом. То для нас идеологически — это не приемлемо. Гадко, пошло, губительно для подрастающего поколения.   

Когда видишь такие образцы отечественного кино, то внутри, в душе вспыхивает «изжога», которая противно распространяется не только в пищеварительном тракте, но и мозге, по всем кровеносным сосудам. Вопрос не в том, что отсутствуют постельные сцены. Вопрос в том, какой путь для морального «самоубийства» предлагается авторами, когда наш зритель потребляет такую болотную смесь.

И мне не жаль эту Гулю, живущую в заработанном проституцией особняке, умирающую от СПИДа. Заразившихся этой болезнью от этого ретивого «скакуна» вероятно было много, но среди известных лиц была и беременная жена Дильноза, а также та самая Зебо, предавшая некогда свою подругу, но впоследствии ставшая новоиспеченной невесткой его дяди.

И вот под тяжестью совершенного греха, осквернения святых связей, раскаяния, горя за двойное убийство (жены и младенца) непрерывным ручьем потекли слезы из глаз этого здоровенного молодца. Но визуальное отображение состояния героя меркнут перед интерьерными изысками в больнице — всюду скатерти, вазоны, скамейки, дорожки в тенистом дворике, где его поджидает мать, на колени которой можно сказочно склонить осерчавшую голову. Здесь 99% моего терпения заканчиваются.

Один процент на финальные фанфары. Удар, потеря сознания — совсем как разрыв имеющихся контрапунктов — противопоставления нескольких сюжетных линий. Молодой человек от электрошока лежит на полу, а над ним склонились дядя и наниматель. Все, что произошло, — только сон или плод затуманенного сознания, побывавшего в несуществующем будущем Эркина. И тогда он вскакивает и бежит к своей жене Дильнозе, только вчера ею ставшей…

Нарушение правил игры

Что сказать? Ужасно! Ведь именно сейчас, когда карантин, как это не парадоксально, послужил объединению семейных связей, важны совместные просмотры кинофильмов и дальнейшие их обсуждения. Но что даст этот «Иммуноблот»? Выбору приоритетов, пониманию жизненных ситуаций, предостережению от опасных шагов? Ничуть. С такой поверхностной подачей материала, когда скалькированный из зарубежных аналогов сценарий, допотопные диалоги  не только не передают остроту  проблемы, даже хуже — вносят душевный разлад среди молодежи, не лишне задаться вопросом.  Для реализации каких духовных потребностей нацелен фильм?  

Существуют различные формы и механизмы подачи материала. По статистике современная продукция рассчитана на массовость и стандартизацию выбранных форм воздействия. Однако, современный зритель, за последние четверти века «наевшись» мировой субпродукции,  сейчас уже требует  усложнения художественных приемов, разнообразия кино-меню.

В нашем случае была попытка использовать известные методы построения сюжета, сцепки кадров. К примеру,  когда авторы фильма путем параллельного монтажа переносят зрителя из настоящего  в  вероятное будущее  и затем снова возвращают к настоящему. Однако даже в этом приеме ими была допущена ошибка. Нарушая правила игры, события в фильме изначально проистекают по двум векторам, как было мной указано выше. По правилу жанра все события должны происходить в одном временном и ситуационном пространстве. А значит первый вектор (Зебо и Гульноза в заграничном притоне) должен быть вложен во второй (история Эркина и Дильнозы), как матрешки друг в друга. Но этого не произошло, из-за чего финал картины не возымел должного восприятия. Во всей этой кинематографической нестабильности я не нахожу ни логики, ни объективности, ни поучающего момента для нашего народа.

И ещё.  Муторно было на душе и от постоянно звучащих, заунывных звуков, так схожих по стилистике с музыкой из зарубежного сериала «Великолепный век». Следует отметить, что в отечественных фильмах последних лет отсутствуют оригинальные музыкальные оформления, знаковые песни. Их не только нельзя напеть, но даже через секунду о них даже не вспомнишь. Это как использовать и выбросить салфетку с подобными музыкальными «соплями».

Так что хочется пожелать всем душевного и физического  здоровья. И ни-ни, никаких соплей.

Муяссар Максудова, киножурналист

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Такие свадьбы свойственны не только нам, но и в России, очень часто в Фейсбуке наталкиваешься на свадьбы бомонда или детей нынешних Российских нуворишей.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Акбар Джураев стал серебряным призером Олимпийских игр Париж-2024

Представитель сборной Узбекистана по тяжёлой атлетике Акбар Джураев добавил в ряд своих наград и серебряную медаль Париж-2024. Узбекистанский спортсмен,...

Больше похожих статей