Во вторник, 29 декабря, в парижском пригороде Нейи-сюр-Сен в возрасте 98 лет скончался французский модельер Пьер Карден. Об этом сообщили французские СМИ со ссылкой на семью Кардена.
«Это очень печальный день для всей нашей семьи. Пьера Кардена больше нет. Мы все гордимся его упорством, абициозностью и дерзостью, которые он демонстрировал всю свою жизнь», — говорится в заявлении семьи дизайнера.
Ушел последний из плеяды блистательных французских кутюрье ХХ века — один из основоположников футуризма в моде, театральный художник, меценат, успешный бизнесмен, которого иногда называли «человек-бренд» или «человек-этикетка», первый французский модельер, представленный в России и в Индии. «Мое имя важнее меня самого», — любил говорить сам Карден.
Наряду с Андре Куррежем и Пако Рабаном Пьер Карден считается основоположником футуризма в моде. С тканью он работал, как архитектор, формируя новые силуэты и для женщин, и для мужчин. Представить себе моду 60-х без Кардена невозможно, как невозможно и переоценить его влияние на всех последующих модельеров.
Как модельер, Пьер Карден запатентовал более 500 изобретений. Ему принадлежат, например, знаменитое «платье-баллон» (или «платье-пузырь») и мини-платья в форме трапеции. Водолазка «лапша», предмет вожделения жителей СССР обоего пола — также изобретение Кардена, как и мужские двубортные пиджаки с золотыми пуговицами.
Пьер Карден первым ввел привычное нам теперь понятие «унисекс». Он был первым модельером, запустившим мужскую коллекцию в дополнение к женской. В коллекции 1961 года Cosmos Coprs («Космический корпус») он превратил уже известные платья-трапеции в мужские туники и впервые показал комбинезоны, одинаковые для мужчин и для женщин. Он также первым стал делать мужские рубашки с принтами и запатентовал галстуки в цветочек.
Но самое главное, что именно Кардену, основоположнику прет-а-порте, мы обязаны демократизацией моды. Одной элегантности недостаточно, решил Карден, и поставил перед собой задачу создать пиджаки, «в которых можно одновременно поменять колесо и явиться в Виндзорский замок». Изобретенные Карденом длинные мужские пиджаки без ворота и узкие брюки на пуговицах стали известны всему миру благодаря группе «Битлз».
В 1959 году марка представила свою первую коллекцию прет-а-порте для женщин в универмаге Printemps в Париже. Скандал был оглушительный, на манекенщиц, расхаживающих в одежде «от Кардена» по торговым залам, сбегались смотреть толпы зевак. Карден был первопроходцем — спустя десять лет линии прет-о-порте стали неотъемлемой частью работы любого дома моды.
Свои дефиле Карден проводил раз в три-четыре года, считая, что только в таком ритме можно каждый раз предлагать новые направления и новые идеи. «В моде стиль каждого дизайнера должен быть узнаваем, как стиль музыканта, писателя. И именно этого труднее всего добиться — чтобы стиль был узнаваем без этикеток!» — говорил он.