back to top
5.6 C
Узбекистан
Среда, 15 января, 2025

Вспоминая Индию… Последние слова индийского режиссера

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,190ПодписчикиПодписаться

В 1988 году в славном приморском городе Мадрас (Индия) высадился десант советских кинематографистов во главе с известным кинорежиссером, сценаристом, педагогом Станиславом Ростоцким. В составе этой группы, заброшенной на побережье Бенгальского залива в рамках проходившего тогда Фестиваля советско-индийской дружбы, была и наша соотечественница кинокритик-искусствовед Саодат Ходжаева.

Вспоминая Индию... Последние слова индийского режиссера

Гостеприимные хозяева организовали для гостей обширную программу, включающую такие пункты, как знакомство с достопримечательностями города и его окрестностей, встречи со зрителями, посещение местных киностудий. Нужно отметить, что Болливудом нередко называют все индийское кино. Однако это лишь часть большой киноиндустрии, которая состоит из нескольких производственных центров, выпускающих киноленты на разных языках.

В Мадрасе, например, большинство предприятий, связанных с производством фильмов на тамильском языке, расположено в районе Кодамбаккам, от него по ассоциации с Голливудом и произошло название Колливуд. Сюда для общения с коллегами советские кинематографисты приезжали не единожды. И всегда в центре внимания присутствующих оказывалась эффектная блондинка актриса Ирина Шевчук – звезда киноленты «…А зори здесь тихие».

Вспоминая Индию... Последние слова индийского режиссера

Программой было предусмотрено также проведение симпозиума, посвященного сотрудничеству советских и индийских кинематографий. Он должен был состоятся в Советском культурном центре (СКЦ). Саодат Ходжаева специально для него подготовила доклад о взаимопроникновении культур, о растущем содружестве узбекского и индийского кино с использованием многочисленных фактов и примеров.

Незадолго до этого мы вместе с Нилокантаном, одним из местных сотрудников нашего Бюро АПН, посетили 71-летнего режиссера Нимай Гхоша. Нилокантан хорошо знал этого кинодеятеля и рекомендовал пригласить его на намечающийся форум. По дороге рассказал историю режиссера.

Но сначала предыстория: В 1947 году британская колониальная Индия приказала долго жить и на ее основе были созданы два независимых государства – Индия и Пакистан. Раздел привел к тому, что в стране вспыхнула резня на религиозной почве, что привело к бегству индуистского населения из Пакистана и мусульманского из Индии. Перемещения затронули не менее 12 миллионов человек и происходили как на северо-западе, так и на северо-востоке субконтинента – провинции Бенгалия. Ее восточная часть, где преобладали мусульмане, отошла к Восточному Пакистану (позже — Бангладеш). Западная часть – к Индии с центром в городе Калькутта. Миграция такого масштаба привела к массовому насилию по обеим сторонам границы. Количество жертв только в этой провинции, по разным оценкам, колеблется в районе полумиллиона человек.

С юношеских лет связавший свою судьбу с волшебным миром кино, Нимай Гхош задумал создать киноленту об этой трагедии. Он обращался со своей идеей ко многим, как бы мы сейчас сказали, спонсорам, но лишь Индийская народная театральная ассоциация (IPTA) откликнулась на его просьбу. Помогла, правда, не материально, а предоставлением в распоряжение режиссера актеров, многие из которых не имела опыта игры на камеру. Главное, они согласны были принять участие в съемках за мизерные гонорары. А в сценарий фильма неофициально внес свой вклад известный кинематографист Сатьяджит Рай, тогда арт-директор рекламного агентства.
Вышедший на экран в 1950 году фильм «Обездоленные» стал одним из первых реалистичных кинолент Индии, причем созданным без участия известных актеров и грима, без песен и плясок, с использованием только скрытой камеры и диалогами на региональных диалектах.

Вспоминая Индию... Последние слова индийского режиссера

Только первая его часть, где действие происходит в одной из деревень Восточной Бенгалии, снималась в студии. Многие сцены второй части являются документальными, а некоторые появляющиеся в кадре люди были найдены режиссером среди масс беженцев.
Обо всем этом мне поведал Нилокантан, пока мы ехали к Нимай Гхошу, живущему на одной из окраин Мадраса. Худощавый, невысокого роста, несмотря на возраст еще с густой, правда уже тронутой сединой, шевелюрой, режиссер гостеприимно встретил нас в своем скромном жилище. Угощая чаем, рассказал о некоторых подробностях, связанных с «Обездоленными».

Фильм создавался в трудных условиях, включая препятствия со стороны полиции. По решению суда был изъят сценарий. Только после активного вмешательства прессы, кинокартина была выпущена, но уже через несколько дней после выхода на экраны ее сняли с проката. К счастью для Гхоша, вскоре после этого Индию посетила делегация советских деятелей культуры. В ее составе был и крупнейший мастер кино, кинорежиссер, актер, сценарист Всеволод Пудовкин, который, кстати, критически относился к индийским лентам. Зная этот его скептицизм, ему показали «Обездоленных», который Всеволод Илларионович высоко оценил и рекомендовал отправить для показа в Москву. Так картина «Обездоленные» попала в широкий советский прокат.

— Я находился в глубочайшем кризисе,- поведал нам Гхош,- в буквальном смысле опустошен и творчески, и эмоционально и материально. Все имевшиеся у меня сбережения я потратил на фильм. Впереди никаких перспектив, только долги, с которыми не знаешь, как расплатится. И тут подарок судьбы – прокат ленты в Советском Союзе! О, я всю свою жизнь храню в сердце благодарность советскому народу!

Об этих своих чувствах он говорил и на симпозиуме, который был организован в СКЦ. Рассказав об истории «Обездоленных», о роли СССР в продвижении картины, закончил свое выступление словами: «До здравствует Советский Союз! До здравствует советский народ! Советские люди, я люблю вас!». Произнеся здравицу, режиссер стал наклоняться в сторону сидящей рядом Ирины Шевчук. «Какой галантный,- подумал я,- сейчас поцелует ей руку». Жест, не характерный для индийцев. В это время Ирина непроизвольно вскрикнула, оказывается Гхош стал падать на нее. Вскочив на ноги, мы подхватили его, несмотря на комплекцию, он оказался довольно тяжелым.
Быстро убрав все бумаги, бутылки с прохладительными напитками, положили его на стол. Кто-то стал звонить в службу экстренной медицинской помощи. До приезда медиков ситуацию взяла под контроль супруга сотрудника СКЦ Андрея Сорокина – Марина, врач по специальности. Когда стало понятно, что прямой массаж не помогает, она сделала прямой укол в сердце. Но это не помогло. Прибывшие по вызову индийские медики констатировали смерть. Сердце индийского режиссера не выдержало того эмоционального всплеска, который он в тот момент пережил.

Через три года развалился Советский Союз, который боготворил Нимай Гхош, но он об этом, к счастью, не узнал.

Эльпарид Ходжаев

Фото из свободного Интернета и архива Ходжаева

Продолжение следует

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Акбар Джураев стал серебряным призером Олимпийских игр Париж-2024

Представитель сборной Узбекистана по тяжёлой атлетике Акбар Джураев добавил в ряд своих наград и серебряную медаль Париж-2024. Узбекистанский спортсмен,...

Больше похожих статей