back to top
5 C
Узбекистан
Четверг, 16 января, 2025

История одного сундука или, как немка-меннонитка решила сделать подарок музею в Хиве

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,190ПодписчикиПодписаться
История одного сундука или, как немка-меннонитка решила сделать подарок музею в Хиве

Статья «Как немцы-меннониты оказались в Хиве», опубликованная 12 марта этого года на нашем сайте, вызвала резонанс в некоторых зарубежных странах, в частности, в Германии и Канаде. Неожиданно, спустя некоторое время после выхода статьи, с автором связалась Маргарита Генриховна Цыганова (девичья фамилия Унру), которая проживала в Узбекистане и эмигрировала в Германию в 1992 году. В своих взволнованных сообщениях, она рассказывала о перипетиях нелегкой судьбы её семьи и с теплотой вспоминала жизнь, проведенную среди гостеприимных хорезмийцев. В ходе общения выяснилось, что в Ташкенте осталась семейная реликвия, которую Маргарита Генриховна не смогла вывезти в Германию. Этой реликвией оказался сундук работы голландских мастеров XVIII века. О том, как сундук из Голландии оказался в Ташкенте, Маргарита Генриховна подробно описала в своем письме. Узнав о её благородном решении подарить раритет музею в Хиве, редакция сочла нужным опубликовать её письмо полностью с небольшой редакторской правкой.

Увидев такой заголовок, читатель, наверное, удивится: какая история может быть у сундука? В прежние времена в каждом доме был предмет мебели — сундук, чуть позже сервант, а затем «стенка».

Но речь идёт не о простом сундуке, а о сундуке, которому не меньше трёхсот лет, и он имет прямое отношение к истории нашей семьи. Сколько я себя помню, в нашей семье самой главной мебелью был сундук.

Но до последнего времени я не имела представления какую историю имеет этот сундук, что он дорог не только нашей семье, но является настоящим раритетом!

Судьба сложилась так, что места жительства наша семья меняла часто и, в основном, не по собственному желанию, и везде сундук путешествовал с нами.
Особенную роль этот сундук сыграл в нашей жизни в военные годы.

История одного сундука или, как немка-меннонитка решила сделать подарок музею в Хиве

В январе 1942 года нас как лиц немецкой национальности и как семью врага народа выслали из Ташкента в Гиждуванский район Бухарской области. Отец наш к этому времени уже был осужден как немецкий шпион к 25 годам лагерей без права переписки.

Лишь через десятилетия, во времена перестройки мы узнали, что фраза «сослан без права переписки» означала «расстрелян». Нас выслали в глубинку Бухарской области, в Гиждуванский район, колхоз «Социализм», на край пустыни.

Там я впервые увидела песчаные барханы. Через 30 лет мы поехали туда с мужем, я хотела показать ему где мы жили в те трудные годы, и поклониться тем людям, которые не дали нам умереть с голода. Но… ни колхоза, ни социализма там уже не было, все занесло песком. В прямом и переносном смысле.
Но вернемся к нашему сундуку. В годы ссылки, (а высланы мы были на «пожизненно»), сундук для нас был единственной мебелью. При выселении с собой можно было взять ограниченное число чемоданов.

История одного сундука или, как немка-меннонитка решила сделать подарок музею в Хиве

Сундук был как «один чемодан», а сколько в него помещалось! Для нашей семьи сундук в те времена был единственным ценным имуществом, и относились мы к нему с большим почтением. Он служил нам и лежанкой — когда была маленькой я на нём спала, и столом — мы за ним кушали, и письменным столом — за ним я училась читать и писать. А позже, когда мы переехали в город Гиждуван, у нас появились нормальный стол и даже платяной шкаф (шифоньером его не назовешь), сундук почетно встал за печкой и был нашим любимым местом отдыха. Сидя на нём около тёплой печки, я приобщалась к ценностям русской и мировой литературы. К слову, библиотека в далеком узбекском Гиждуване была великолепная. А книги и в пустыне книги, их надо просто читать.

В 1992 году наша семья, опять же как лица немецкой национальности, переселилась, в Германию, на этот раз добровольно. В самолет можно было брать только 20 кг багажа, да и то, определенных размеров и ручную кладь. Сундук не вписался в эти параметры и остался в Ташкенте.

Я много лет занимаюсь изучением историии нашей семьи. У меня есть дневник моего дедушки, из которого я знаю, что мы меннониты, что у нас голландские корни, что мой прадед с семьей в 1804 году переселился из села Конопат Данцигского уезда (на тот период это была Пруссия), на юг России в Молочанский район Екатеринославской губернии.

Поэтому мне всегда очень хотелось поехать в Польшу (после войны Пруссия стала территорией Польши). В 2015 году я с дочкой случайно попадаю в пятидневную поездку по Польше, основной целью которой было посещение очень известной крепости Мариенберг, крепость, из которой были организованы все крестовые походы, и гордость поляков — музей Солидарности. Впрочем, история «Солидарности» меня совершенно не интересовала.

Я попросила организовать мне индивидуальную поездку с экскурсоводом, который что- то знает о меннонитах — голландских переселенцах в Данцигском округе. И мы получили великолепного таксиста, который целый день возил нас по меннонитским местам!

Начали мы с кладбища, 17 века. Там я нашла надгробия с фамилиями Дик – девичья фамилия моей мамы, Фризен, Классен, Реймер, Тиссен – фамилии моих родственников, потом он показал нам типичные голландские дома, мельницы, дамбы, которые меннониты строили для осушения заболоченных земель.
Когда он увидел, как у нас разгораются глаза от всего увиденного, он сказал, что в городе Новый Двор есть музей меннонитов, поедем? Какой вопрос? Конечно поедем! И тут я узнала об истории меннонитов все! И об этом в этой статье.

История одного сундука или, как немка-меннонитка решила сделать подарок музею в Хиве

На фото вы видите меня в музее возле сундука, это был «наш» сундук, естественно я остановилась возле него как вкопанная.

Но что здесь делает сундук моего детства? Оказалось, что это типичный сундук голландских переселенцев., что этому музейному артефакту около 300 лет, что такой сундук, полный одежды и постельных принадлежностей, в приданое получала каждая меннонитская невеста.

Вероятней всего, что и моя прабабушка получила его в приданое, а наши прародители вывезли его в начале 19- го века из Пруссии, когда они по манифесту Екатерины II переселялись из деревни Конопат, район Данцига на юг России, в Екатеринославскую губернию. Получается, что нашему сундуку тоже 300 лет. Раритет! И этот раритет является доказательством того, что у нас действительно чисто голландские корни. Вот мой весомый голландский паспорт! Ведь по документам в России мы всегда были немцами.

По возвращении из Польши я попросила сфотографировать наш сундук в Ташкенте, отправила его фото и историю сундука в Министерство Культуры Польши, написав, что если сундук представляет интерес как исторический экспонат, то я готова его подарить музею.

На что получила незамедлительный ответ: Куда приехать за сундуком? Но наш экземпляр стоит в Ташкенте, и это очень осложняет дело. Мне пообещали, что через Посольство Польши в Ташкенте и через Министерство Культуры Узбекистана добудут этот сундук (кстати, тот экземпляр в музее был куплен за 3000 евро). Но ничего не получилось: раритет из республики Узбекистан, как и из любой другой страны, вывозить нельзя.

И вдруг буквально на днях мне пересылают статью о хивинских меннонитах. Мало того – это статья о молочанских меннонитах! А мои родители родились в Молочанском районе ныне Запорожской области, и жили там до момента их высылки – раскулачивания в 1928 году. Так вот в Узбекистане в Хиве, в городе с более чем тысячелетней историей, будет открыт музей меннонитов, вы уже прочли об этом в большой очень грамотной статье. А ведь это будет музей моих прямых прародителей! Наконец нашлось достойное место нашему историческому сундуку!

И вот краткий путь злоключений нашего сундука:
— изготовлен деревянных дел мастером в Данциге где- то в
в 17- ом веке
— в 1804 году переселение в Россию,
— в 1928 ссылка в Сибирь
— в 1930 мои родители из ссылки бежали в Ташкент
— в 1942 году ссылка в Бухарскую область
— затем в 1980 году вернулись в Ташкент
— и конечный пункт ХИВА!

История одного сундука или, как немка-меннонитка решила сделать подарок музею в Хиве

Сундук не пропадет, не исчезнет, он будет достойно «стареть» в музее, и становиться все раритетнее. Спасибо тебе Хива! Спасибо Узбекистан! Спасибо за память, за толерантность. Я просто счастлива!

И вот теперь, во времена, когда в Польше уничтожаются памятники войны и всё, что напоминает о немецких прошлых городах Пруссии, память о голландских переселенцах восстанавливается: восстанавливают старые кладбища 17-го века (я даже нашла на одном из них надгробие с фамилией моих предков), церкви, торговые здания. В Гданьске есть музей меннонитов.

А в долине Вислы будет открыт большой этнический музей под открытым небом «Голландская деревня». С чего бы это такое почтение? А это в память о мирном подвиге голландских меннонитов. Ведь они, мастера по освоению заболоченнных земель, действительно в течение столетий строили плотины, каналы, мосты. И земли эти до сих пор являются житницей Польши.

На открытие музея я буду приглашена как почётный гость. И меня обуревает гордость за моих предков! А в одном из типичных голландских домов будет стоять и наш сундук, который покинул эти места более 200 лет назад и теперь вернётся.

Ищите и берегите свои корни, сохраняйте свою идентичность, ибо это — ваше личное достояние!

Фото М.ДЖАНГИРОВ

  1. Так интересно и познавательно рассказала свою историю и своей семьи Маргарита Генриховна Цыганова

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Акбар Джураев стал серебряным призером Олимпийских игр Париж-2024

Представитель сборной Узбекистана по тяжёлой атлетике Акбар Джураев добавил в ряд своих наград и серебряную медаль Париж-2024. Узбекистанский спортсмен,...

Больше похожих статей