Беседа с Алишером САДЫКОВЫМ, юристом и правозащитником, помогающим нашим гражданам, попадающим в трудные ситуации в России и Украине.
— Я знаю, что Вы изучаете историю Узбекистана и эпоха Шарафа Рашидова в сфере особого интереса. Наш портал достаточно много рассказал об этом великом Узбекистанце. Мне кажется, что Вы с удовольствием пополните копилку с информацией о Шарафе Рашидове.
Фигура Шарафа Рашидова безусловно и неоспоримо авторитетна не только в Узбекистане, но и за его пределами. Заслуги этого великого человека перед его страной и народом можно перечислять до бесконечности.
-Давайте поговорим о межнациональных отношениях, которые сложились в Республике. Ведь в Узбекистане проживали представители многих национальностей и говорят…
…говорят, что в СССР национализма не было. Я не смею судить об этом, так как по своему возрасту просто не застал того времени, но исходя из рассказов очевидцев, людей старшего поколения, прихожу к выводу, что всё же был…
— ???
В действительности были отдельные национальности, которые сильно ограничивали в правах и даже хотели стереть в памяти людей малейшее упоминание об этих народах.
К таким, к сожалению, относится великий народ крымских татар, народ, который был незаслуженно обвинён в предательстве и преступно выслан из своих домов в Среднюю Азию. Для большинства из них — именно Узбекистан стал новым домом, а Шараф Рашидов постарался сделать для них этот дом максимально уютным.
Знаете, что крымским татарам было запрещено называться крымскими, разрешалось говорить только татары. Даже после реабилитации репрессированных народов в 1956 году, крымским татарам не разрешили вернуться в родной Крым. Советское руководство того периода предпринимало все меры для того, чтобы этого народа просто не стало. Но человеколюбивы и мудрый Шараф Рашидов попытались сделать все, для того, чтобы этот народ не исчез и не потерял своей национальной самоидентичности.
— Расскажите об этом чуть подробнее
В марте 1957 году в Ташкенте образовывается крымскотатарский народный ансамбль “ Хайтарма” руководителем которого становится Ильяс Бахшиш – один из основателей крымскотатарской классической музыки. В том же 1957 году под высоким покровительством Шарафа Рашидовича начала издаваться газета на крымскотатарском языке, которая называлась “Ленин байрагъы”.
— При чем здесь Шараф Рашидович? Такая была генеральная линия партии, не так ли?
Не совсем так. Главным редактором газеты назначается Абселям Ислямович Ислямов. Абселям Ислямов до 1946 года был представителем военного командования советских войск в Дрездене. Центральный аппарат партии в Москве направил его в распоряжение ЦК КП Узбекистана заведующим идеологическим отделом Самаркандского обкома партии, где в то время первым секретарем обкома был именно Шараф Рашидов.
Вот еще один пример. Существует документ, согласно которому Рашидов обращался в Москву с просьбой разрешить крымским татарам хотя бы в ограниченном количестве селиться в Крыму. Преимущество можно отдать фронтовикам и партийным работникам.
В Москве предложение отклонили. Так, например, в ЦК КПСС была направлена информация Крымского обкома КПУ, в которой утверждалось, что требования крымских татар невыполнимы, из-за того, что Крымская область имеет военно-стратегическое значение, является пограничной, в ней расположены крупнейшая военно-морская база страны и сотни здравниц. Отмечалось также негативное отношение населения к крымским татарам.
— Приведите еще примеры поддержки Ш.Рашидовым крымских татар.
Вклад Шарафа Рашидовича в сохранение национальной идентичности крымских татар заключается так же в том, что в Республике Узбекистан расширился доступ крымскотатарской молодежи вначале к провинциальным, а затем и к столичным вузам.
Так в Ташкентском педагогическом институте открывается отделение крымскотатарской филологии. Растет число аспирантов и лиц, защитивших диссертации на эту тему. Имена ученых, докторов наук, академика А. Измайлова, лауреатов Государственной премии СССР Г. Баирова и Р. Аппазова, профессоров М. Ганиева, А. Асан-Нури, М. Омерова, Н. Куламетова, К. Мукука, Р. Музафарова, Ф. Якубова и других получают широкую известность в научных кругах Советского Союза.
Отличившиеся в труде крымские татары все чаще награждаются орденами и медалями. Многие из них выдвигались на руководящую, административную и хозяйственную работы, избираются депутатами Советов разных уровней. Э. Алиев, Д. Зинабатдинов, С. Таиров и Н. Фетиев становятся первыми среди крымских татар Героями Социалистического Труда.
— Кажется, С.Таиров даже руководил одним из обкомов партии?
Действительно Сеит Таиров был вначале первым секретарём Аккурганского района, а затем первым секретарём Джизакского обкома партии, и возглавлял родную для Рашидова область с 1974 по 1978 годы. Кстати после этого Таиров был назначен министром лесного хозяйства.
— А занимали ли еще крымские татары должности в министерствах и ведомствах в Узбекистане?
Сеит Таиров был не единственным министром при Шарафе Рашидовиче, так же министром автомобильного транспорта был Ахметов Л.А. Министром легкой промышленности — Таймазов Э.А. Министерство строительства возглавлял Омиров С.А.
— Ну а как в Москве относились к такой политике Ш.Рашидова?
Советское правительство и КГБ неустанно требовали от Рашидова радикальных мер в отношении назойливых крымских татар с их идеей возвращения в Крым. В 1978 году Шараф Рашидович выступил с инициативой создания крымскотатарской автономии в Узбекистане. Местом для такого компактного расселения крымских татар и создания автономии был выбран Мубарекский район Кашкадарьинской области, находящийся на границе с Бухарской областью. Территория эта подлежала обводнению и освоению по плану строительства совхозов Каршинской степи. Место было в крайней степени гиблое и практически не освоенное?
— Чем закончился тот Проект?
Шараф Рашидович хорошо знал психологию и желания крымских татар, знал, что ни какая автономия в Узбекистане не заставит их отказаться от Крыма. Проект «Мубарек» был прекрасной возможностью освоить неосвоенные территории, обеспечить большое количество людей работой и затянуть в республику большие средства. Центр щедро финансировал этот Проект — только бы крымские татары не пытались вернуться в Крым.
«Мубаракский» Проект был закрыт со смертью Шарафа Рашидова, а крымские татары через 6-7 лет начали постепенно возвращаться в родной Крым.
— Прошло уже почти 40 лет с момента смерти Рашидова, и что, крымские татары по-прежнему помнят Первого секретаря ЦК КПСС Узбекистана?
Конечно, во всяком случае старшее поколение, с чувством глубокого уважения и признательности вспоминают Узбекистан и Шарафа Рашидовича.
Один из инструкторов ЦК при Рашидове, а так же редактор газеты «Ленин Байрагъы» Тимур Шахмурадович Дагджи в своей книге « Одна судьба на все времена» в наших частных беседах подробно описывает события тех лет. Вклад Рашидова в сохранение национальной идентичности крымских татар невозможно переоценить.
В памяти узбекистанцев — всех народов, которые населяли в то время Республику, остаются только самые светлые и теплые воспоминания об Узбекистане, узбеках и Шарафе Рашидове!
Я искренне убеждён в том, что и сегодня народ Узбекистана и руководство республики, остаются такими же человеколюбивыми, гостеприимными и толерантными, какими их помнят наши бывшие соотечественники разных национальностей!
Беседовал Виктор МИХАЙЛОВ
Как же любят зарабатывать политические очки на "плохой" Москве того времени и СССР как эпоха.
""Прошло уже почти 40 лет с момента смерти Рашидова, и что, крымские татары по-прежнему помнят Первого секретаря ЦК КПСС Узбекистана?""
НЕГРАМОТНАЯ фраза: НЕ "Первого секретаря ЦК КПСС Узбекистана",а "Первого секретаря ЦК КП Узбекистана"
А если совсем правильно, то ЦК КП УзССР