В Наманганской области начинаются работы по улучшению железнодорожной инфраструктуры — реконструкция вокзала, на месте которого появится современный пассажирский терминал, и перевод участка пути с территории Кыргызстана в Узбекистан. Заключительным аккордом станет электрификация железнодорожной магистрали, соединяющей города Пап, Наманган и Андижан.
После завершения всех работ, намеченных на следующий год, будет окончательно замкнуто транспортное кольцо Ферганской долины с выходом в центр республики и соседние страны. Электрифицированный участок дороги является частью коридора 2-й программы Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС) – важнейшего транспортного звена в регионе.
ДЕШЕВО И ЭКОЛОГИЧНО
– Перевод локомотивов на электрическую тягу позволит сэкономить накладные расходы – она элементарно дешевле и позволяет развивать большую мощность, а также улучшить экологию региона, – поясняет начальник станции Наманган Толиб Валиев.
Стоимость всего проекта по электрификации оценивается в 177,45 млн. долларов, доля финансирования ГАЖК «Узбекистон темир йуллари» и правительства республики составит 97,45 млн. долларов. Остальную сумму – 80 млн. – профинансирует Азиатский банк развития.
– На данном этапе идет прокладка нового участка пути в районе Учкургана, перенесенного на 10 км вглубь территории республики, – строительство мостов, забивание свай, земляные работы, – говорит Толиб-ака.
Благодаря электрификации последнего участка пути в Ташкент вырастут грузовые перевозки, расчеты говорят о цифре 10 млн. тонн. Реализация проекта поможет улучшить транспортную соединяемость и будет способствовать росту и созданию рабочих мест в Ферганской долине.
Важно подчеркнуть, что АБР окажет содействие в финансировании консультантов по надзору за реализацией проекта, закупок по контрактам под ключ, приобретения оборудования, машин и механизмов для технического обслуживания, материалов для внешнего энергоснабжения.
«НОВЫЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ» ПРОЙДЕТ ЧЕРЕЗ ФЕРГАНСКУЮ ДОЛИНУ
Отметим, что развитие транспортно-логистической инфраструктуры предусмотрено третьим направлением – «Развитие и либерализация экономики» – Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 – 2021 годах. И, как видим, записанное в этом документе не остается на бумаге, а успешно реализуется.
Завершение электрификации поможет эффективному функционированию грузовых и пассажирских железнодорожных услуг, соединив основные города в Ферганской долине – места проживания почти трети населения Узбекистана – с Ташкентом.
Проект имеет и международное значение, как фрагмент плана сухопутной части «Нового шелкового пути», ныне усиленно продвигаемого Китайской Народной Республикой. Узбекистан является одним из самых активных участников этого грандиозного проекта, который свяжет Азию, Европу и Африку и будет способствовать развитию мировой торговли.
Главное направление «Нового шелкового пути» через Среднюю Азию предполагается протяжённостью около 6 500 километров, из которых 4 000 пройдут по китайской территории от Тихоокеанского побережья до Синьцзян-Уйгурского автономного района. Далее путь идёт через Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Иран, Ирак, Сирию и Турцию, а оттуда и в Европу – через Болгарию, Румынию и Чехию в Германию. Планируются также ответвления от главного пути в сторону многих других окрестных стран.
НОВЫЙ ТЕРМИНАЛ – ЛИЦО ГОРОДА
В тесной связи с этим находится и реконструкция железнодорожного вокзала в Намангане. Прежний, по словам Толиба Валиева, уже не отвечает современным требованиям, а тем более ожидаемому росту пассажироперевозок.
– В строящемся терминале предусмотрены комната матери и ребенка, медпункт, депутатская комната и прочее. В реконструируемом рядом четырехэтажном здании разместятся кассовые залы, административные помещения и небольшая гостиница. Вместе с пассажирским терминалом получится единый вокзальный комплекс со всеми удобствами как для гостей Намангана, так и для жителей областного центра, – рассказывает начальник станции.
Особое внимание уделяется вопросам безопасности, что особенно актуально после серии терактов в Великобритании, Франции, Бельгии и других странах. Вход в терминал будет только через КПП, усиливается линейный отдел милиции.
Заказчиком здесь выступает АО «Узтемирйуловчи», а ведет работы ООО «Универсалкурилишмонтаж» (Ташкент). Стоимость работ по реконструкции вокзала превышает 1 млрд. сумов. В ближайшее время строители приступят к возведению здания пассажирского терминала. Как обещает Толиб Валиев, он станет украшением города.
ПРЯМОЕ СООБЩЕНИЕ СО ВСЕМ МИРОМ
Полная реализация всех планов откроет возможность прямого железнодорожного сообщения Намангана со всем миром. Пока же поехать в Ташкент, Бухару, Москву и другие города Узбекистана и стран СНГ можно только из Папа, что создает определенные неудобства.
Пуск электрифицированной линии через Наманган позволит значительно увеличить пассажиропоток, что сделает перевозку пассажиров весьма выгодным бизнесом. Новая линия сможет принимать до 20 грузовых поездов в сутки в обе стороны. Есть также планы запустить электричку Ангрен – Чадак: в этом горном селе намечено построить туристическую базу.
Есть все основания надеяться, что развитие железнодорожного сообщения в Ферганской долине даст новый толчок экономике региона, повышению его туристического и логистического потенциала.
Игорь РЕШЕТНИКОВ.
Фото автора.