Вопрос совсем не праздный. Но прежде чем на него ответить, давайте вернемся немного в прошлое, лет так на тридцать назад. И с гордостью вспомним, что принадлежали к самой читающей стране в мире. Вспомним миллионные тиражи литературных журналов, ночные дежурства в очереди за трехтомником Пушкина, вспомним объявления в газетах: меняю «Жигули» на Библиотеку всемирной литературы…
Читали все — стар и млад, горожане и сельчане, студенты и инженеры, домохозяйки и секретарши. Читали дома, уютно устроившись на диване, и в дальней поездке на полке вагона, и на сиденье автобуса, а дети иногда — ночью, под одеялом с фонариком.
А потом вдруг все изменилось. К книге перестали даже прикасаться, а ее значение в обществе, в котором все превратилось в товар, упало до нулевого уровня. На смену интеллектуалам пришли бойкие предприимчивые деляги, чьим девизом стало: «Если ты такой умный, то че такой бедный!».
Роскошные библиотеки, которые собирались несколькими поколениями семьи, исчезали на толкучках за бесценок или даже в пунктах приема макулатуры. Конечно, человека трудно винить, если, разрываясь между книгой и колбасой, он все-таки выбирал последнюю. Но исчезали не только книги и библиотеки — стала потихоньку исчезать потребность в чтении, ее культура, которая прививалась на протяжении многих лет. Тем более, что часами просиживать у телевизора значительно легче.
Однако, опубликованные недавно результаты социологического опроса на тему «Читательские предпочтения граждан Узбекистана», проведенного центром «Ижтимоий фикр», вносят коррективы в эти пессимистические нотки. Они неопровержимо свидетельствуют: в последние годы наблюдается устойчивая тенденция к увеличению продукции книжных издательств и потребительского спроса на книги.
Но насколько верно это наблюдение, насколько оно соответствует действительности?
Давайте заглянем на книжный «развал» возле ташкентского ЦУМа — место очень известное. Бытует мнение, что там можно приобрести все, что хочешь. Но оно сильно преувеличено, даже ошибочное. Да, здесь широко представлена учебная и детская литература, много экономических книг, очень нужных сейчас изданий по компьютерным технологиям, но… при довольно высоких ценах. А классическая художественная литература просто-напросто отсутствует. Зато полно всякой «мути» — мистики, предсказаний, трудов и советов всяких целителей, мастаков «быстро разбогатеть». Очень много вредной литературы.
Ну, например, чему может научить книга вора в законе, изобилующая ненормативной лексикой?
— А у вас «Отелло» есть? — спрашиваю у дородной продавщицы, смачно жующей конфету.
— Что, что? — очумело переспрашивает она, оглядывая меня как сумасшедшего.
— Ну, автор Вильям Шекспир, написавший трагедии «Ромео и Джульетта», «Отелло»? — объясняю я.
На помощь коллеге приходит другой продавец и показывает на старушку, которая расположила на земле нехитрый книжный скарб: такое только у нее…
Но ведь в городе есть и книжные магазины. Их, конечно, стало мало, раньше они были на каждом шагу. Самый лучший –«Книжный мир» возле ЦУМа, где продается литература, изданная российскими полиграфистами. Чего там только нет! Про Шекспира уже не говорю, книги любого жанра, в том числе и классика, представлена в широчайшем ассортименте. Но цены на них просто фантастические! Если книга издана на хорошей бумаге и с иллюстрациями, то меньше чем за 100 тысяч сумов ничего не найти. Если же на ужасной желтой бумаге, то подешевле, но все-равно она очень дорогая.
Спасают букинистические магазины, которых в Ташкенте также осталось очень мало. Но именно там можно найти Шукшина и Вознесенского, Хемингуэя и Уайльда, Симонова и Цветаеву, не говоря уже о Пушкине, Толстом или Достоевском. И по волне приемлемым ценам. Так что при желании книги приобрести все-же можно. И на колбасу должно остаться…
Однако, нигде, будь то на «развале» возле ЦУМа, или в магазинах, либо же в букинистических точках, мы не обнаружим «бума» на книги. Читать уже не престижно, иметь шикарные библиотеки тоже. Поэтому, зайдя в дом даже вполне состоятельного человека, можно не удивляться отсутствию книг в шкафах или на полках. К тому же рекламируя «Колу», никто не рекламирует книги, не продвигает культуру чтения, необходимость этого интеллектуального процесса. Жаль…
Закономерен вопрос: а как у них? И если бы вдруг на «диком Западе» или в других частях света также наблюдалось исчезновение интереса к литературе, чтению, книге, то нам бы стало легче, мы назвали бы это общемировой тенденцией. Но нет, такое там не наблюдается. У меня есть знакомый, по роду своей работы много путешествующий по миру, – он часто бывает в странах Европы и Азии, в том числе Германии, Сингапуре, Малайзии, Таиланде и других. И там он обязательно заходит в книжные магазины, чтобы приобрести литературу на английском языке. И его всегда удивляет большое количество посетителей, особенно молодежи, в этих торговых точках. К кассам для оплаты выбранных книг там выстраиваются огромные очереди покупателей… Это же здорово, когда очереди не за колбасой, а за книгами, как у нас когда-то, когда мы были самой читающей в мире страной!
Вспомним известную миниатюру Аркадия Райкина о дефиците, в которой он говорил о том, что в первых рядах на спектакле в театре сидят – директор магазина, товаровед, продавец, то есть люди, тогда не принадлежавшие к элите общества. В то время, кстати, они дружно разбирали и хорошую литературу, поскольку могли взамен предоставить дефицитный товар. Согласимся, что сейчас положение иное.
А в опросе общественного мнения, которое я цитировал выше, речь идет, скорее всего, об учебной и детской литературе. Что ж, и это прекрасно!
… Никого не хочу стыдить или агитировать, призывать к постоянному чтению литературы, особенно классики, объяснять разницу между просмотром телесериалов по «ящику» и прикосновением к живому слову. Но так хочется верить, что после прочтения этой статьи хоть кто-то подойдет к книжному шкафу, где пылятся произведения, десятилетиями собиравшиеся родителями, бабушками и дедушками, достанет первую попавшуюся книгу и в восхищении прочтет гениальные строки «Мне нравится, что Вы больны не мной, мне нравится, что я больна не Вами, что никогда тяжелый шар земной не уплывет под нашими ногами…».
Борис Савельев.
Борис, вы мой герой! спасибо, вы выразили мысли, надеюсь, не только мои.