Этой осенью коллектив Университета имени Гёте в Ташкенте организовал необычную выставку, посвященную памяти немецкого фотографа Арно Фишера. Открытие выставки состоялось, 17 сентября, в Галерее Изобразительных искусств Узбекистана, которая будет радовать своей экспозицией ташкентцев и гостей столицы.
Арно Фишер (14 апреля 1927 – 13 сентября 2011) родился в западной Германии, там же обучался скульптуре в Высшей Художественной школе «Берлин Вайсензее». После окончания учебы в 1953 году, молодого Арно взяли на работу в «Берлин Вайсензее» фотолаборантом. Фотография увлекла А.Фишера настолько серьезно, что уже в середине 1960-х он основал фотографическое общество — «Direct».
За долгие годы своей творческой жизни Арно Фишер создал огромное количество фотопроизведений, малая толика которых, всего лишь 140 представлены на выставке.
Гости познакомились с уникальными работами, которые Арно Фишер привез в свое время из США, Индии, России и с Африканского континента. Посетители выставки так же могут познакомиться с самыми первыми работами Арно, рассказывающими о Берлине незадолго до возведения стены, разделивший город на две части.
Эта экспозиция интересно контрастирует с серией его последних работ под названием «Сад». Именно кадры из цикла «Сад» рассказывают об удивительной красоте природы, которую Арно Фишер запечатлел в своем доме, где он вместе со своей женой Сибилле Бергеман, прожил последние 26 лет.
Арно Фишер всегда старался передать через фотографии чувства людей, а уже потом место, где происходит событие. Наверное именно поэтому в коллекции фотографа так много портретных образов.
В начале 70–х Арно приглашают на работу в модный журнал «Sibylle». Мастер решил изменить представление о современной, самостоятельной, целеустремленной и уверенной в себе женщине и в журнале появились фотографии моделей на фоне улиц, автомобилей на заводских площадках.
Старая истина — талантливый человек талантлив во всем, всей своей жизнью доказывал немецкий мастер фотографии. Умение передать свой опыт молодым фотографам, постоянно действующие мастер-классы по фотоискусству, преподавание в нескольких университетах Германии, это то немногое, что можно рассказать о Арно Фишере.
На открытие выставки вместе с коллекцией мастера из Германии приехал один из его учеников, популярный фотограф Франк Гаудлиц.
Со своим будущим учителем Франк познакомился в 1987 году, когда в Высшей Школе Графики и Книжного искусства проходил конкурсный отбор 4 будущих студентов. Претендентов было 300 и Франк со своей серией фоторабот «Москва» произвел впечатления на Арно Фишер, входившего в приемную комиссию.
4 года Ф. Гаудлиц познавал основы фотоискусства у знаменитого А. Фишера. Книга «Аматсу» с фотоработами и персональная выставка «Солнечная дорога» — доказательство того, что учитель может по справедливости гордиться своим учеником.
На вопрос известному фотографу: А каким запомнился вам Арно Фишер? Франк ответил: «Я не встречал еще такого человека, который воспринимал бы фотографию, как важнейшее образование. Он всегда заботился о статусе своих работ. Если ему звонили поздно ночью из редакции различных газет с просьбой сделать нужный для них кадр, то Арно никогда и никому не отказывал. Несмотря на свой талант и известность, он всегда был скромным, старался держаться в тени и не выходить на первый план. Именно это его качество плюс душевная доброта помогли создать такие удивительные снимки».
Анна ДЕМЧЕНКО