«УЗБЕКСКАЯ МОДЕЛЬ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ БРУЦЕЛЛЕЗА КОЗЬЕ-ОВЕЧЬЕГО ВИДА В СТРАНАХ С ОТГОННЫМ ЖИВОТНОВОДСТВОМ». Так называлась статья, некоторое время назад опубликованная в одном из научных журналов тремя узбекскими учеными из научно-исследовательского института Эпидемиологии, микробиологии и инфекционных заболеваний И.Х. Маматкуловым, О.Ш. Косимовым, А. Акбаровым.
Нашему корреспонденту представилась возможность побеседовать с доктором медицинских наук, профессором Маматкуловым Ибрагимом Хомидовичем, и рассказать о вкладе узбекских ученых в решение проблемы бруцеллёза в нашей стране.
Уважаемый Ибрагим Хомидович, давайте начнем нашу беседу с понятий и терминов. Вкратце, что же такое бруцеллёз?
Бруцеллёз — инфекционная болезнь, поражающая млекопитающих, которая передаётся человеку через слизистые оболочки ротовой полости, желудочно-кишечного тракта, глаз; реже — через дыхательные пути, а также через повреждённые и мацерированные кожные покровы продуктами животноводства. Бруцеллёз вызывает у человека поражение нервной, сердечно-сосудистой системы и костно-суставного аппарата.
Виновниками этой болезни, являются микробы, которые впер¬вые в 1886 году обнаружил английский учёный Дэвид Брюс. В его честь их и назвали бруцеллами, а вызываемое ими заболевание — бруцеллёзом.
Источником опасных для человека бруцелл являются главным образом козы, овцы, коровы и свиньи.
В Азиатских странах наиболее распространённым является бруцеллёз козье-овечьего вида.
Основное заражение человека и перезаражение всего поголовья скота происходит при непосредственном контакте с абортированным материалом, содержащим миллиарды инфицирующих доз возбудителя (для заражения людей бруцеллёзом козье-овечьего вида и перезаражения овец достаточно от 1 до 10 клеток возбудителя; для заражения бруцеллой крупного рогатого скота — от 1 млн. клеток).
Кроме того человек может заразиться употребляя в пищу заражённые продукты — сырое молоко, сыр, брынзу, каймак, изготовленных без термической обработки. Бруцеллёз нередко заканчивается инвалидностью, связанную с неврологическими расстройствами, в том числе поражением, как центральной, так и периферической нервной системы.
Понятно, что борьба с бруцеллезом серьезная проблема и планы по ликвидации такого страшного заболевания строились много лет, не правда ли?
Конечно. Ещё в начале 50-х годов прошлого столетия Сталиным был подписал Указ «О ликвидации бруцеллеза в СССР». И позже Правительство СССР публиковало несколько своих Постановлений, в соответствии с которыми выделялись огромные финансовые средства, привлекалось большое количество ученых, практических работников и технического персонала для разработки новых иммунобиологических препаратов для борьбы с бруцеллезом, наносящим огромный социально-экономический урон народному хозяйству.
И каков был результат?
А никакого, проблему бруцеллеза так и не удавалось решить.
В чем по Вашему была главная причина отсутствия значимого результата?
Скорее всего, причина заключалась в отсутствии оптимального научно-технического подхода к решению такой специфической проблемы. Ведь в основу всех постановлений Правительства того периода специалисты вкладывали меры специфической профилактики, но ни одна из созданных сотен вакцин не обладала высокоиммуногенными свойствами.
То есть, количество антител, образуемых после вакцинации, было явно недостаточно для борьбы с поступающими в иммунизированный организм животных миллиардов инфицирующих доз.
Кроме того, ученые не учитывали основной этап патогенеза (патогенез — механизм зарождения и развития болезни и отдельных её проявлений. прим. редакции) бруцеллеза, при котором бруцеллы, внедрившись в макрофаги, сохраняя свой биологический вид, становятся недоступными для антител, образующихся после вакцинации.
Стоп, давайте поясним читателям неискушенным в современной науке некоторые аспекты иммунологии и вирусологии.
Макрофаги (участники или одно из звеньев иммунологической защиты организма) — специальные клетки, которые захватывают и переваривают бактерии, умершие клетки и другие чужеродные или токсичные для организма частицы(этот процесс и называют фагоцитозом)
Антитела – это белковые соединения плазмы крови, препятствующие размножению микроорганизмов и нейтрализующие выделяемые ими токсические вещества (антигены). Антитела вырабатываются и после проведенной вакцинации.
Понятно, и что же предложили узбекские ученые?
Итак, вакцинация не обеспечивает надёжного иммунитета и бруцеллёз под «прикрытием» используемых вакцин медленно «расползается» в популяции, и совершенно естественно, что среди вакцинированных животных появляются всё новые и новые инфицированные особи.
Скорее всего вся мистификация с вакцинопрофилактикой при бруцеллёзе связана с самим словом «вакцина», которое многие считают волшебным.
Наши специалисты подошли к этой проблеме нестандартно. Решение оказалось достаточно логичным и простым. Раз с вакцинами возникают такие сложности, то необходимо с помощью иммуностимулятора помочь макрофагам уничтожить антиген-бруцеллу и завершить фагоцитоз.
Такой иммуностимулирующий препарат в нашей стране был создан. Для удобства выбора необходимой дозы препарата, его вводили в состав соли-лизунца, которая получила название – Имнамак «Им-» — иммунизирующая «намак» — соль.
И как использовали Имнамак?
Была разработана специальная Программа, в соответствии с которой Имнамак испытали в Нурабадском районе Самаркандской и Жондорского района Бухарской области. Препарат давали животным в самый опасный, с точки зрения эпидемиологии период, когда возбудитель бруцеллеза в огромных количествах выбрасывается во внешнюю среду – в пред- и окотную кампанию. В параллельной группе животных использовали плацебо — соль-лизунец без иммуностимулятора.
Чабаны рассыпали эту соль в риштаки – специальные корытца, откуда овцы её свободно поедали. Таким образом, минимизировался пресловутый «человеческий фактор», а основная ответственность за проведение мероприятий была возложена на самих баранов и овец. Для того, чтобы не расходовать лишнего препарата очень важно было определить период наиболее эффективного воздействия. Ученые установили, что лучше всего начинать скармливать Имнамак животным за 3-4 недели до начала массовых окотов и продолжать процесс в течение 30-40 дней.
Ну и к чему привел эксперимент, каковые были его результаты?
Результаты были впечатляющими. Впервые масштабные испытания начали проводить в Нурабадском районе Самаркандской области по просьбе местных властей.
Хотя этот район считался по заболеваемости бруцеллёзом относительно благополучным, в отарах все же абортировали более 20% овец.
В период 2001-2002 годов препарат Имнамак был применен более чем у 112 тыс. голов мелкого рогатого скота трижды, причем в начале 2001 г. препарат получило практически всё общественное поголовье скота, а это 62% от общего по всему району. К концу 2001 и в начале 2002 года препарат применили всему поголовью скота.
Так вот, если до начала мероприятий в Нурабадском районе официально регистрировались до 280 случаев обострения хронического бруцеллеза у людей, то в 2001 г. было зарегистрировано 74 больных, а в 2002 г. только 47. А после того как всё поголовье животных района получило препарат Имнамак — заболеваемость людей с впервые установленным диагнозом бруцеллеза к концу 2002 года была сведена к нулю.
Интересным и отчасти неожиданным результатом явилось резкое снижение количества больных людей, поступивших с рецидивами хронических форм бруцеллеза. То есть при снижении количества циркулирующего возбудителя, служащего причиной суперинфицирования, снижается и количество обострений хронических форм заболевания.
Другим интересным показателем, характеризующим динамику эпидемического процесса при бруцеллезе, явился серологический скрининг населения Нурабадского района. Если до использования препарата Имнамак количество людей, реагирующих положительно на бруцеллез составляло 32,4%, то в первый же год частичной реализации Программы этот показатель снизился до 8,2%, а в 2002 году после реализации Программы в полном объеме, этот показатель составил всего лишь 1%. И это наиболее достоверно свидетельствует о снижении эпидемической напряженности в исследованном регионе.
Полученные результаты доказали затухание эпидемического процесса в Нурабадском районе и высокую эффективность проводимых мероприятий.
А каковы экономические результаты использования препарата Имнамак?
Действительно, экономические показатели – важный аспект применения Имнамака, Ветеринарной и административно-хозяйственной службами района, был зафиксирован значительный экономический эффект в животноводстве — на 20-25% возросла сохранность молодняка, увеличился его привес и упитанность, а настриг шерсти в 2001 г. в общественном секторе (там, где реализовывали Программу) возросло на 50% (с 0,8 кг до 1,2 кг на голову).
Но ведь полностью ликвидировать бруцеллёз таким образом вряд ли возможно. Больные животные будут оставаться в отарах и источник инфекции окончательно не исчезает. Не так ли?
Да, это именно так. Однако медики понимают, что борются с серьезным заболеванием и естественно, что в этом случае необходимо использовать все имеющиеся возможности для достижения положительного результата.
При этом специалисты исходят из того, что отгонное животноводство формировалось веками, со своим укладом и традициями. Поэтому ученые должны максимально приблизить свои разработки к существующим методам хозяйствования.
Мы понимаем, что в реальности невозможно в одночасье азиатские отары перевести на контролируемые технологии западноевропейских ферм. Поэтому в наших условиях, задачей первого этапа было нивелировать интенсивность последовательного заражения здоровых животных, быстро ликвидировать аборты у овец, и, самое главное, сделать так, чтобы люди не болели. Ну а уже на втором этапе решить главную задачу полностью зачистить регион от бруцеллёза.
Мне кажется, что у нас в стране точно никто не может назвать точное количество рогатого скота. Отсутствие контроля ведь тоже является существенной проблемой при ликвидации бруцеллёза?
Такая проблема существует, но решить её можно проводя масштабные мероприятия по применению Имнамак. Чем больше масштаб – тем выше его эффективность — это закон эпидемиологии и эпизоотологии. При широком охвате поголовья снижается даже опасность неконтролируемого движения скота из отары в отару. Ведь эти процессы будут проходить уже внутри популяции с низкой распространённостью бруцеллёза.
Конечно, потребуется не один год, чтобы в отгонном животноводстве искоренить эту инфекцию таким образом. Но мне представляется, что данная Программа борьбы с бруцеллёзом – наиболее приемлема и эффективна на современном этапе.
Какие выводы сделали узбекские ученые?
Многолетний эпидемиологический анализ официально регистрируемой заболеваемости, с установленным диагнозом бруцеллеза показал, что интенсивный показатель заболеваемости на 100 тысяч населения за период 1985-2014 гг. варьировал а пределах от 7,2 до 1,2, а в период использования препарата Имнамак в самых неблагополучных по заболеваемости людей регионах — он был самым низким за последние 30 лет по республике – 1,2! Полученные статистические показатели являются неопровержимым доказательством возможности искоренения бруцеллеза по методике предложенной узбекскими учеными.
Теперь же стало вполне очевидным, что используемая со времен бывшего СССР система вакцинации животных не привела к избавлению от этой напасти. Узбекская же модель борьбы с этим страшным заболеванием позволяет получать дополнительное количество поголовья, предотвращая забой ценных пород скота.
На сегодняшний день созданы все объективные предпосылки для ликвидации бруцеллеза козье-овечьего вида при использовании разработанной нами методики, причем не только в Узбекистане, но и в других странах с системой отгонного животноводства.
Уважаемый Ибрагим Хомидович спасибо за интервью, будем надеяться, что опыт узбекских ученых по достоинству оценят ваши коллеги в других странах.
Два документальных фильма — доказательства успеха узбекских ученых.
Беседовал Виктор МИХАЙЛОВ
Здравствуйте! В конце статьи написано: "Два документальных фильма — доказательства успеха узбекских ученых".
У меня вопрос, почему не отображаются эти фильмы?
Заранее благодарю