back to top
3.6 C
Узбекистан
Четверг, 26 декабря, 2024

«Время и действенная память удваивает жизнь»

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,150ПодписчикиПодписаться

«Время и действенная память удваивает жизнь» Оноре Мирабо был очевидцем и участником великих политических и социальных потрясений во Франции второй половины XYIII века. Цена человеческой жизни была тогда совсем невысока и кровь лилась, как говорят, рекой. Да и сам Мирабо прожил всего 42 года, но он, успев активно соприкоснуться с эпохой Просвещения, всё-таки пришёл к мудрому и обязывающему выводу: «Время и действенная память удваивает жизнь».

Он сказал «удваивает», а мог бы и «утраивает», «удесятеряет», то есть продлевает бесконечно, вернее, до тех пор, пока эта память активно жива. Причём, можно сказать, продлевает жизнь и тех, кто уже давно и безвозвратно ушёл из физиологического бытия, и тех, кто обогащает свою жизнь знанием и благодарной памятью об усопших, пожертвовавших собою ради свободы, счастья и благополучия своих
современников и потомков.

«Радости забываются, а печали — никогда», — писал Михаил Лермонтов. Тем более, если печаль вселенская, во всяком случае, всенародная,
объединяющая едиными чувствами тысячи и миллионы людей. К такой горестной печали относятся безысходные чувства скорби по безвременно ушедшим из жизни, погибшим в жестокой борьбе с захватническими и враждебными силами, репрессивным, расстрелянным, замученным, погибшим в ссылках и тюрьмах, от унижений и болезней, холода и голода, жертвам тоталитарных режимов.

Чего греха таить, всегда находились и сейчас ещё встречаются отдельные особи, кто предпочитает не вспоминать о страшных и
унизительных страницах прошлого, не тревожить лишний раз свою избирательную память, им легче и покойнее думать только о себе
любимом, о сиюминутном удовлетворении своих весьма прагматических интересов и капризов. Этот нравственный манкуртизм безусловно и закономерно приводит к духовному обнищанию, к постепенному низведению полнокровного и многогранного понятия «жизнь» к элементарному эгоистичному существованию. И если где-то такие индивидуумы начинают влиять на умы и сердца людей, то там бескрылым становится всё общество, там тревожнее видится будущее. Но противостоять этому вовсе не означает призывать к реваншизму, к сведению счётов, к насаждению жестокости. Нет, это значит культивировать в новых поколениях людей чувство исторической справедливости, чувство благодарности за содеянное в интересах детей и внуков, чувство сопричастности ко всему,
что делалось и делается на этом белом свете. Это значит воспитывать понимание логики неразрывного хода общественного развития,
национальной и гражданской преемственности.

«Время и действенная память удваивает жизнь»Конечно, решился писать я на такую, на практике далеко не однозначную тему неспроста. Ещё не отзвучали возвышенно пафосные и
пронзительно скорбные звуки 70-летия Великой Победы. А впереди, уже через неделю, надвигается страшная дата нападения фашисткой Германии и её союзников на нашу бывшую супердержаву, что сразу же вызвало огромный патриотический подъём у всех её народов во всех республиках. В том числе и в нашем Узбекистане, 1 млн. 430 тысяч 230 граждан которого приняли участие в той кровавой войне, а более 530 тысяч из них не вернулись с полей сражений.

Так почему же именно в нашей республике 9 мая отмечается не как День Победы, а как День Памяти и Почестей всех погибших за идеалы свободы и независимости своей Родины? Что это — стремление пооригинальнее выделиться, или всё-таки переосмысление самой сущности не поддающегося какой-либо переоценке разгрома нацистских сил в самом их логове — в Берлине с учётом всех составляющих этого исторического события?

Для начала, вспомним, что в течение 20 лет эта важнейшая дата вообще не отмечалась как праздничная. В последние годы совершенно
неоправданно заговорили о том, что, дескать, Сталин не придавал значения важности этого дня. Так ли это? Для Сталина, непосредственно с именем которого советский народ в те годы связывал избавление от ужасов германской агрессии, казалось бы, было только выгодно ежегодно иметь подтверждение широчайших слоёв населения в его исключительных заслугах в деле обеспечения долгожданной Победы. Ан-нет! Слишком много траура было практически в каждой семье, чтобы выделять и чествовать победителей.

«Время и действенная память удваивает жизнь»Дело, конечно, не в самой дате 9 мая — разгром мог завершиться днём (а то и неделей и даже месяцем) раньше или позже, дело в том, что Победу, в той или иной степени, подготавливали даже погибшие в самые первые и тяжёлые дни той поистине Отечественной
войны. И 9 мая справедливо было бы поминать и благодарить не только дошедших до Рейхстага победителей, но и всех, кто ценой свей жизни и страданий, обеспечивал и обороноспособность своей Родины, и стойкость и мужество всего народа, вставшего на защиту своего родного дома и своих светлых идеалов. Государственный праздник 9 мая в Узбекистане подчёркивает незабвенную Память о всех благородных героях второй мировой войны и Почести именно в их честь!

В отличие от тех стран, где делаются попытки героизировать пособников нацизма, руководствующихся, по сути, человеконенавистническими и ложно патриотическими идеями. Нам с ними не по пути! Никогда, несмотря на все смысловые и логические ухищрения! Ибо это ведёт к новым трагедиям, к новым вспышкам насилия и надругательства над человеческим достоинством и правами людей. Как это имело место быть 5 лет назад в июньских событиях в Ошской области.

Надо, действительно, помнить: «Человек — это звучит гордо!». И ответственность за такой посыл лежит на всех нас, на нашей Памяти!

А. ХОДЖАЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Акбар Джураев стал серебряным призером Олимпийских игр Париж-2024

Представитель сборной Узбекистана по тяжёлой атлетике Акбар Джураев добавил в ряд своих наград и серебряную медаль Париж-2024. Узбекистанский спортсмен,...

Больше похожих статей