back to top
24.4 C
Узбекистан
Четверг, 19 сентября, 2024

Владимир Рецептер: дорога без конца…

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
6,810ПодписчикиПодписаться

Владимир Рецептер: дорога без конца…Начну, пожалуй, с того, как «начался» Владимир Рецептер в свое время для меня: с полузабытого сегодня, очень «шестидесятнического» фильма «Лебедев против Лебедева». Фильма интеллигентского, рассчитанного на интеллектуалов, – или получившегося таким благодаря исполнителю главной роли – воплощенному интеллектуалу и интеллигенту…
Потом запомнившееся имя всплыло в титрах телеверсии замечательного товстоноговского спектакля, где Рецептер играл Грибоедова, – и это был уже словно другой актер и другой человек: взрослый, мудрый, с горьким всезнанием и предвидением в глазах…
Позже – сочные рассказы моего старшего коллеги Вадима Новопрудского об однокашнике его по филфаку Ташкентского университета Волике Рецептере, открытом, веселом парне, всегда готовом «артистически» разыграть друзей по собственному мгновенно сымпровизированному сценарию. Но – в котором уже тогда угадывались в иные минуты глубины будущего принца Датского и Вальсингама…

…Прости-прощай, трофейный скромник,
ночной таинственный приемник;
прости-прощай, зеленый глаз,
зеленый шум, арык журчащий…
Прости-прощай, мой друг пропащий
и ты, послевоенный джаз…

История о том, как молодого, очень яркого ташкентского актера, игравшего в нашем драматическом театре Раскольникова и Гамлета, пригласили в Ленинградский БДТ, о дальнейшей актерской и режиссерской деятельности Владимира Рецептера, в том числе созданных им уникальных моноспектаклях, – все это известно достаточно хорошо. Но когда в свое время мне пришлось участвовать в издании газеты Пушкинского общества при Республиканском русском культурном центре, – открыла для себя еще одну ипостась этого поистине неисчерпаемого человека, человека – культурного явления: Рецептера-пушкиниста.
Хотя когда-то гены деда, талантливого актера Л.Н. Каренина, взяли свое, заставив юного Волика после окончания ТашГУ без колебаний уйти «в артисты», – несомненно, актер в его душе всегда продолжал уживаться с филологом. Конечно, вовсе не обязательно филологическое образование, чтобы любить Пушкина. Но вот создать студию, а позже театр, где жили бы на сцене именно и только пушкинское слово, мысль, чувство, заново открыть современности бездонный мир пушкинского театра, – для этого надо любить поэта и человека, с которым разминулся в веках, так истово и глубоко, как любит Пушкина Владимир Рецептер. Ибо он такую студию и такой театр создал.

Владимир Рецептер: дорога без конца… За два с половиной десятилетия существования основанного и бессменно возглавляемого Рецептером Пушкинского театрального центра в Санкт-Петербурге, а с 2006 года – и единственного в своем роде театра «Пушкинская школа», – к слову Пушкина, воплощенному искусством иной природы, приобщились десятки тысяч зрителей. На сцене здесь оживали «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы», «Скупой рыцарь» и «Сцены из рыцарских времен»… Этот опыт стал одной из вех многолетнего пути Владимира Рецептера к новому открытию «театрального» Пушкина.
«До сих пор приходится слышать, что драматургия Пушкина – это «театр для чтения», что она не для сцены и т.д. …Не Пушкин несценичен, а театр не “пушкинизирован”… Именно теперь новым смыслом наполняется пушкинская формула: “Дух века требует важных перемен и на сцене драматической”.
А.А. Ахматова долгие годы вчитывается в “Каменного гостя”, а театр, ничтоже сумняшеся, ставит к юбилею почти все “Маленькие трагедии” за два месяца, в промежутке между мюзиклом и производственной драмой…»
Это – из книги Владимира Рецептера «Прошедший сезон, или Предлагаемые обстоятельства», где размышлениям о драматургии Пушкина посвящен не один десяток страниц. Причем нередко исследования текстов, отдельных реплик и ремарок граничат с литературоведческими открытиями.
Таким открытием можно назвать и осмысление Рецептером «Русалки» – одного из самых загадочных пушкинских произведений, до сих пор не прочитанного ни одним драматическим театром:
«Мы видим нового Пушкина – когда не порок наказан и добродетель восторжествовала, а когда виновник раскаялся и оскорбленный простил».
Неожиданная концепция прочтения гениального произведения. Которая, несомненно, поможет режиссерам увидеть «несценичную» «Русалку» новыми глазами.
…А пока – режиссер, актер, поэт, создатель самого «пушкинского» театра на свете Владимир Эммануилович Рецептер ведет почтительно-восторженный, но и, в сущности, полноправный диалог с «михайловским соседом» Александром Сергеевичем Пушкиным:

…– Ты сам лежишь у храма…
– Выбор мой.
При жизни мы к могилам, как к наградам,
готовимся. Вот в «Гамлете» хорош
могильщик!.. Он острит, а волос дыбом!..

– Твой «Гробовщик» не на него ль похож?..
– Как нам не примеряться к вечным глыбам?..
– А я когда-то Гамлета играл…
– Вот оно что!.. Не обратил вниманья.
– Зря я сказал…

Владимир Рецептер: дорога без конца……Много лет спустя после своего отъезда В. Рецептер вновь побывал в столице Узбекистана с концертной программой. Как встретились они с Ташкентом? И значит ли все еще что-то этот город для Владимира Эммануиловича?.. Может быть, отчасти ответ на это дают строчки еще одного бывшего ташкентца – Михаила Книжника, написавшего о своем знаменитом земляке в поэтической антологии «Ташкентский дворик»:
«…Подборки Рецептера выходили в «Юности», и это были совсем даже неплохие стихи. Очень петербургские, сдержанные, много про русскую историю. И редко, очень редко в них сквозил Ташкент… Тогда исчезала ленинградская прохлада и в силу вступала горячая страстность ташкентских сумерек»…

…Когда подробности остынут
и перестанут обжигать,
я нагружу стихам на спины
дорогостоящую кладь;

путем изменчивым и странным,
как бы превозмогая лень,
они верблюжьим караваном
уйдут искать вчерашний день.

И, город глиняный враскачку
пройдя,
узнав азийский лик,
они преодолеют спячку
и губы вытянут в арык…

…Край далекой юности, «глиняный город с азийским ликом»…На том гастрольном выступлении Рецептера, где он читал фрагменты из пушкинских произведений, в том числе из моноспектакля «Моцарт и Сальери», я не была. Как принимала его в тот раз ташкентская публика, не знаю, хотя догадаться совсем нетрудно. Но знаю точно одно: наш прекрасный город своего неповторимого Гамлета и узнал, и… вспомнил? Да он никогда и не забывал его, как не забывает никого, кто прожил хотя бы небольшой кусочек своей жизни под ташкентским небом. Думаю, верю, убеждена: и в душе Владимира Рецептера Ташкент жив по сей день. Почему так уверена в этом? Хотя бы вот из-за этих строчек:

А я был лет шести, в волнах эвакуаций,
перенесен судьбой на новые места,
чтобы глядеть, как здесь, в тени густых акаций,
большое колесо вращалось у моста.
………………………..
За этот уголок, что стал моим спасеньем,
за этот долгий взгляд, сверкающий арык,
за весь текучий мир с его коловращеньем
я рад бы жизнь отдать,
хоть к смерти не привык.

Лейла ШАХНАЗАРОВА.

  1. Когда я впервые попал в театр Горького — это было в школьные годы, и нас водили всем классом — Рецептер в нем уже не служил. И Ткачук тогда уже блистал в Сатире. И все же знакомство с многогранным талантом Рецептера состоялось. Прекрасное было время. И не только потому, что связано с твоей юностью, но и благодаря той россыпи талантливых людей, которая наблюдалась. Спасибо автору за напоминание о том времени

  2. Даже завидно… Я постарше, потому его становление в Т. происходило на наших глазах. А потом, когда уехал, мы всё читали в журналах, альманахах. У меня и маленький сборник стихов его был. Как-то на гастроли приезжал с моноспектаклем "Гамлет" . Какая пластика, какое мастерство перевоплощения… А ещё посчастливилось знакомствовать с пожилыми дамами, которые были в него десятилетиями безответно влюблены.

  3. Владимир РЕЦЕПТЕР

    * * *
    Стихи, прочитанные Анне Андреевне

    Когда подробности остынут
    и перестанут обжигать,
    я нагружу стихам на спины
    дорогостоящую кладь;
    путем изменчивым и странным,
    как бы превозмогая лень,
    они верблюжьим караваном
    уйдут искать вчерашний день.
    И, город глиняный враскачку
    пройдя,
    узнав азийский лик,
    они преодолеют спячку
    и губы вытянут в арык;
    и колесо начнет вращаться,
    из всех жестянок воду лить,
    и выйдут старцы, домочадцы,
    чтоб, споря, беженцев селить…
    Ташкент.
    1959–1961.

    * * *
    Алексею Пьянову

    Безумная мода, когда ты вернёшь
    мой рыжий пиджак и защитные шкары,
    и я испытаю знакомый балдёж.
    забыв, что и сам я – безумный и старый?..
    Тогда гэдээровский лацкан задрав,
    я снова значок комсомольский отшпилю,
    отринув на вечер мораль и устав,
    играя кутилу, ловца, простофилю.
    По Карла по Маркса пойду, как блондин,
    и с Благовым Славкой и с Лёшкой Пьяновым
    В «Узбекские вина» войду в магазин
    и выйду оттуда для страсти готовым.
    Мы к Наде, и Юне, и Люсе пойдём,
    у них без родителей танцы устроим.
    Мы станем настаивать все на одном
    и наших красавиц, остря, успокоим.
    Но если они нам откажут, тогда,
    мы к Неле пойдем или Жанне и Юле,
    и тех убедим без большого труда,
    что нынче на верность лишь им присягнули
    Когда же и тут не обломится нам,
    мы в сквере втроём посидим на скамейке,
    тяжёлые звёзды прольются к цветам,
    стихи заструятся в деревьях, как змейки.
    Тогда на последние наши гроши
    последнюю выпьем бутылку сухого
    и станем так счастливы и хороши,
    что больше ни слова об этом, ни слова…

    * * *
    С давних пор я ташкентский любил “Пахтакор”.
    Миша Ан или Стадник с Красницким
    мне не думали ставить в укор,
    что не рвался в друзья и не делался свитским.
    Это были в то время мои земляки,
    и меня они издали знали.
    Стадионные страсти казались легки,
    игровые легко проходили печали.
    Но когда самолет в самолет
    в небе врезался, дикая фора
    нас достала,
    и новый, немыслимый счет
    обозначил судьбу “Пахтакора”.
    Все срослось. И до смерти сродни
    стало поле зеленое
    залу и сцене.
    И судить наши игры выходит –
    взгляни! –
    неподкупный трагический гений…
    Март 2011

  4. "..я рад бы жизнь отдать,
    хоть к смерти не привык"
    Прекрасные строки! Замечательный материал написала Лейла Шахназарова. Меня, профессионального журналиста, радует, что в Ташкенте есть еще "действующие золотые перья". Спасибо..

  5. ТАКАЯ оценка ТАКИХ людей… Очень хочется высказать за нее слова признательности лично, что называется глядя в глаза smile — и надеюсь сделать это уже вскоре, в первые дни весны. А пока — Михаил, Ало Максумович, Виктор — просто спасибо…

  6. На ленинградских площадях
    мне слышен гул землетрясенья
    ташкентского. И нет спасенья
    от страха. Страшен детский страх.
    <…>
    Там дети тайно ждут толчка,
    внезапно игры прерывают,
    и сусликами замирают,
    и слышат тихий звон сверчка…
    <…>
    А у подножья всех затей
    опять таится неизвестность,
    и измененная окрестность
    следит за играми детей.
    (1966)

  7. С огромным удовольствием прочитал эссе Лейлы Шахназаровой о талантливейшем человеке, с которым лично знаком. На студенческой скамье мне, первокурснику филфака, он давал задание сочинить тексты для большого студенческого концерта, посвящённого завершению хлопкоуборочной страды. Его я видел на сцене ташкентского драматического театра им. Горького в роли Раскольникова. С ним же, годы спустя, несколько раз встречался в Петербурге… Человек уникальный, творец удивительный. Считаю, что мне в жизни с таким знакомством повезло!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Акбар Джураев стал серебряным призером Олимпийских игр Париж-2024

Представитель сборной Узбекистана по тяжёлой атлетике Акбар Джураев добавил в ряд своих наград и серебряную медаль Париж-2024. Узбекистанский спортсмен,...

Больше похожих статей