Сидит Л. Кандалова. Стоят слева направо: 1 ряд — Г. Рожков, С. Аванесов, А. Фатхуллин, Ш. Низамутдинов, Б. Джураев. 2 ряд: Е. Ширяев, братья Закировы, Д. Цирин.
Во-первых, хочется выразить искреннюю благодарность всем тем, кто счел нужным откликнуться на мои воспоминания об истории создания ансамбля «Ялла». Понимаю, что этот интерес вызван отнюдь не моей фамилией, а самой «Яллой», которая по праву занимает особое место в узбекской эстрадной музыке.
Во-вторых, попытаюсь дать некоторые разъяснения истории создания «Яллы» для того, чтобы избежать путаницу со многими фактами.
1. Прежде всего еще раз хочу подчеркнуть, что в начале 1971 года Ташкентский обком комсомола провел Конкурс эстрадной политической песни по своей инициативе, вне рамок какого-либо всесоюзного или республиканского мероприятия. Он не носил характер отборочного или промежуточного, то есть не выявлял победителя для направления куда-либо.
2. Второе — в конкурсе не было и не могло быть участников из других регионов (Самарканд и пр.). К тому же Насиба Абдуллаева только в 1979 году закончила Самаркандскую музыкальную студию, а в 1989 году — Ташкентский институт культуры. Уместно будет сказать, что гораздо позже я как член жюри вручал ей «Приз принцессы Азии» на республиканском конкурсе «Офарин».
3. Региональный конкурс «Алло, мы ищем таланты» в Свердловске не транслировали по телевидению. В нем не принимали участие ни Мансур Ташматов, ни «школьный учитель английского языка Александр Троицкий с голосом Тома Джонса».
На фото члены узбекской делегации, улетавшие в Свердловск.
4. Мансур Ташматов с «Русскими березами» (музыка Ев. Ширяева) прославился на всесоюзной арене несколько позже.
5. Лариса Кандалова не из Свердловска, принимала участие в конкурсе как студентка Горьковской консерватории (вообще она из Кирова), и она также самостоятельно стала одним из лауреатов Московского финала, в котором познакомилась и подружилась с «яллашниками», что и определило ее дальнейшую судьбу. Кстати, впоследствии Лариса Кандалова стала «Заслуженной артисткой Узбекской ССР».
6. Конкурс, который вел «молодой тогда Александр Масляков» и который судило жюри «под председательством Таривердиева» был также не республиканским, а региональным, среднеазиатским. Помимо Микаэла Левоновича, в составе жюри был композитор Леонид Афанасьев, музыкальный деятель Татьяна(?) Кренкель (дочь полярника) и ваш покорный слуга — как секретарь уже ЦК комсомола. Вела конкурс, транслируемый по нашему телевидению, и Ангелина Вовк.
На фото члены жюри регионального конкурса.
Позже в Ташкенте во Дворце дружбы народов проводился еще и Всесоюзный конкурс «Молодые голоса», где звучали и мои песни в исполнении Надежды Чепраги, Исмаила Джалилова и Мансура Ташматова. Это конкурс вела незабвенная Татьяна Коршилова, впоследствии вышедшая замуж за Женю Ширяева. Заметьте, что все эти мероприятия проходили при непосредственном участии комсомольских органов.
7. Но вернемся непосредственно к областному конкурсу, на котором впервые появился ансамбль ТТХИ, названный чуть позже «Яллой».
Настаиваю, этот ВИА никому дорогу не переступал. Решением жюри были определены 1, 2 и 3 призеры (если не ошибаюсь, «Скифы», «Киборги» и «Юность» Дома культуры Ленинского района Ташкента). Они получили свои премии и полное моральное удовлетворение.
Я же, пользуясь положением руководителя этого мероприятия, отдал «Приз зрительских симпатий» коллективу Театрального института, присвоив им также звание Лауреата. Но, видимо, «попал в точку», потому что они быстро стали завоевывать популярность среди молодежи. Более того, ТВ республики с подачи Любы Юхновой живо заинтересовалось юным коллективом и решило отправить его как якобы республиканского победителя на отборочный зональный этап в Свердловск. А уже оттуда, выдержав огромную конкуренцию, они в числе победителей поехали в Москву на финал.
8. Говорить о том, что их предпочли по национальному признаку, это кликушествовать, так как поначалу в их составе был один только узбек — солист Шахбоз Низамутдинов. Правда, был еще метис Джураев, остальные — еврей Цирин, армянин Аванесов, татарин Фатхуллин. Я исходил не из соображений 5 пункта, а сугубо из их творческих гражданских позиций. Да, возможно, решающую роль в их победах в Свердловске и Москве сыграло вливание с их состав таких оригинальных певцов, как Фаррух и Равшан (недооцененный, к сожалению) Закировы.
9. Вот тут я особо хотел бы остановиться на суждениях Гриши Пушена. Я помню его как очень хорошего музыканта и человека, помню искренние дружеские чувства, которые испытывали к нему Рожков и Ширяев. Поэтому мне совершенно непонятны презрительные реплики: «Ялла» даже не была замечена», она «не могла даже двух нот сыграть». В таком случае, оставив в стороне мою относительную музыкальность, хочется спросить: а что же свердловское и тем более московское жюри, в составе которых были выдающиеся композиторы страны? Они, что, все были непрофессиональны или подкуплены?
По поводу упоминаемых переговоров с Г. Пушенном — ничего удивительного, ведь руководители «Яллы», естественно, хотели укрепить ее состав сильными музыкантами, если готовы были даже на объединение (несмотря на то, что «в «Скифах» не было ни одного узбека!)».
Так что не надо наводить «тень на плетень». Не надо из вполне толерантного (в массе своей) узбекского народа, тем более того времени (!), создавать националистически настроенных монстров. Другое дело, что «Ялла» эпохи Фарруха Закирова стала действительно лицом лучшей части нашего народа, но не в ущерб кому-либо.
10.И еще о двух замечаниях. Тамарочка, работая в Москве, я имел возможность бывать на конкурсе, общаться с Сашей Маслюковым и был в курсе настроения жюри. «Ялла» была «обречена» на успех не случайно, только ей позволили в финале исполнить две песни. Зал был покорен нашими ребятами, да и все, как потом выяснилось, зрители телевидения.
11. И последнее — несколько язвительная реплика Константина Ташкентского: «А как модно и иногда очень прибыльно «продвигать» начинающих исполнителей» — не по адресу. Я не получал ни одного гонорара за мои песни, никакой «славы», даже наоборот – еле скрываемое недовольство «власть имущих». Даже в документальном фильме, посвященном истории «Яллы», авторы не удосужились (скорее, побоялись) хоть как-то упомянуть или показать среди сотен фотографий нашу роль в истории возникновения ансамбля.
Бог им судья!
Надеюсь, мне удалось поставить все точки на i и даже перечеркнуть t.
С глубоким почтением ко всем Ало Ходжаев.
Ало Максумович, спасибо за детальную фактическую информацию и исключительное дружелюбие. Теперь все понятно в некоторых неясных формулировках предыдущей статьи. То, что поддержали "Яллу" — здорово. Время убедительнее любого жюри.
Аъло Махсумович, вы — живой архив! Пишите и вспоминайте почаще!