back to top
3.6 C
Узбекистан
Четверг, 26 декабря, 2024

О мультиках, о доблести, о славе…

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,150ПодписчикиПодписаться
О мультиках, о доблести, о славе…

В середине декабря в театре «Ильхом» прошел показ отечественных мультипликационных фильмов. Публики собралось так много, что можно говорить о растущем интересе к узбекистанской анималистике. По-хорошему удивил и порадовал фильм режиссера Анны Фокиной, с которой мы побеседовали о дебюте и проблемах анимационного жанра.

— Аня, поздравляем Вас с премьерой мультипликационного фильма «Жизнь архитектора», которая состоялась как раз в день Вашего рождения. Так что — с двойным праздником. Долго ли готовили себе и зрителям такой подарок, давно ли он был задуман?

— Работа над воплощением мультфильма «Жизнь художника» длилась полтора года — с июня 2013. А задумали его года три назад вместе с двумя подругами-художницами — Машей Кернер и Любовью Георгиади — мы тогда «болели» анимацией. Гадали, как же воплотить желаемое? Достали немного денег, но их оказалось слишком мало.

Подруги от идеи отказались, а я чувствовала ответственность за ее воплощение — как-то она меня крепко зацепила. И потом, намного позже, подвернулась возможность реализации задумки: Швейцарское Бюро по сотрудничеству (SDC) предоставляло малые гранты в рамках Программы по культуре и искусству. Это был хороший толчок — сразу появились и мотивация, и ответственность.

— Как Вы пришли в анимационную режиссуру, предшествовал ли ей иной режиссерский опыт? Или вы художник?

— Я не художник. Окончила Ташкентский государственный институт искусств, где училась на режиссера. Мое художественное образование началось после знакомства с Янисом Панаетовичем Салпинкиди и его многочисленными учениками. Первый мультипликационный опыт — дипломная работа. Это был рисованный мультик. Затем стала экспериментировать с анимацией на себе и на своих друзьях, делала «видео-арт», показывала ролики на фестивале video-art.uz у Олега Карпова.

— Судя по титрам, Вам удалось собрать довольно большую творческую команду. Кто и как в нее вошел, не было ли споров в воплощении замысла? Ведь Вы молодой режиссер, удавалось ли выдерживать свою линию или прислушивались к мнению старших коллег?

— Такая многочисленная команда получилась именно потому, что споры шли постоянно, и одни люди сменялись другими. К тому же на разных стадиях рождения мультфильма должны были работать разные художники. Я оказалась страшным тираном как режиссер — не все это выдерживали. Когда кому-то из художников надоедало подчиняться моей тирании, начинались споры и даже ругань. Ясное дело, я как тиран этого не люблю.

Спорщик уходил, а меня словно вел внутренний импульс. Я не всегда прислушивалась к чьему-либо мнению еще и потому, что никто толком в этом деле у нас и «не сечет». Аниматоров нет. А кукольных аниматоров тем более. Нет института, где бы этому делу обучали. Так что коллектив слепила, как в песне — «из того, что было». Как у нас в итоге получился фильм — сама удивляюсь. Один из ведущих аниматоров, посмотрев мою работу накануне премьеры, сказал: «Ты бунтарь-графоман». Может быть, это и так, но не вижу смысла быть другой. Во всяком случае – пока.

— Вам хватило гранта? Или удалось найти иную поддержку в наше не совсем простое для финансирования кино время?

— Как я уже сказала, Швейцарское Бюро очень помогло, придав начальный импульс работе. Но размер гранта – это примерно треть от общих затрат. Художник, подготовивший эскизы для декораций, их не строил, потому что оплата его труда сделала бы декорации «золотыми»! Подбирая команду, искала оптимальный вариант — и по деньгам, и по таланту. Все думают, если грант, значит «бабла» немерено. Но это вовсе не так. Я потратила личные деньги из наследства, оставленного мне моей бабушкой. Потом стала искать средства методом краудфандинга — финансирования интернет-пользователями новых проектов. На одном их российских сайтов удалось найти еще 1 000 $. Всего бюджет фильма составил 150 000 $.

— Вижу, пришлось Вам побыть белкой в колесе. А если говорить о художественной концепции фильма, как и в чем она выражена? Что Вы хотели рассказать в своей так просто названной ленте — «Жизнь архитектора», какую идею донести до зрителя?

— Отвечать на такие вопросы очень сложно для любого автора. Конечно, это не просто жизнеописание конкретного архитектора. Скорее, фильм о том, как он воспринимает мир, что любит, как рождаются под воздействием его чувств и восприятия отдельных элементов окружающей действительности те или иные творческие идеи. Что каждый зритель вынес из просмотра — то и мораль. К тому же, если человек сотворил что-либо, это не значит, что он лучше других разбирается в смысле предмета. Каждый раз ответы я искала на уровне интуиции, и они приходили. Словно космос подсказывал.

— Как правило, мультфильмы чаще создают для детской аудитории. Кому адресован Ваш фильм? Ведь он и о любви – о том, как любовь и любование побуждают к творчеству.

— У меня сейчас растет племянник, так я не считаю его ребенком — он уже вполне сформировавшийся человек, хотя по годам не взрослый. Кому адресован мой мульт, не знаю… Умным людям, будь то дети, взрослые — не важно. А любовь и чувство красоты – как без них? В их отсутствии нет творчества.

— Тонкая цветовая гамма, изящество изображения и гармонирующая с общей заданной планкой музыка делают Ваш фильм произведением, на мой взгляд, высокохудожественным. Как удалось этого добиться? Какие техники были использованы при создании этой анимационной ленты? Кто вошел в команду авторов?

— Как удалось… Я уже говорила, что идея рождалась в совместных обсуждениях с Любой Георгиади и Марией Кернер. К тому же над фильмом работали серьезные художники – Юлия Шерстобитова, Александр Дравских, Ирина Сухина, Александр Никитин, Екатерина Мордовина. Эскизы делали Фархад Назарматов и Андрей Никандров, художник по костюмам — Екатерина Мордовина. Автор музыкального сопровождения — Степан Варламов, а компьютерную обработку осуществили Венера Зезина и Александр Хажеев. И еще мастер, без которого ничего бы не получилось, так как он делал для нас всю механику – это Александр Хуснутдинов Я благодарна каждому за каждый день и час работы, за каждую нашу маленькую победу. Все делалось добрыми руками, с любовью, потому, наверное, все так замечательно и получилось.

Мы использовали технику кукольной анимации: просто куклы, просто руки, просто навыки. Еще немного талантика, немного компьютерной обработки, покадровая съемка. Я это все несерьезно объясняю. Если объяснять «как» — уйдет немало времени, и ничего не объяснишь. Если кто загорелся желанием заняться анимацией вплотную, кому нужны советы по существу, тех буду рада видеть у себя в гостях.

— Наша беседа показала, что снять фильм, даже не полнометражный, удовольствие не дешевое. Не потому ли, на Ваш взгляд, так много сейчас в мультипликации не дорогостоящих рисованных и кукольных, а компьютерных технологий? За какими из них будущее?

— Не знаю, это решать авторам и зрителю, а выбор зрителя очевиден. Не стоит себя тешить иллюзией, что скоро положение кардинально поменяется, но, думаю, для каждого произведения найдется своя публика.

— На взгляд старшего поколения, мультфильмы перестали учить разумному и доброму, как было прежде. «Убогие картинки вкупе с убогим сюжетом развивают в ребенке такое же убогое мировосприятие», — сокрушается в письме, опубликованном на сайте «Новости Узбекистана», пенсионерка Эльвира Бекжанова. Как Вы оцениваете мир современного анимационного кино?

— Этот мир многогранен. А в том, как и чему учит, — здесь все в руках семьи. Воспитанием моего племянника Миши занимаются не мультики, а бабушка. И у него нет желания подолгу смотреть телевизор, потому что с бабушкой гораздо интересней.

— Мише повезло. У него замечательная бабушка, да еще и тетя режиссер. Где и когда широкий зритель сможет увидеть «Жизнь архитектора»?

— Неизвестно, но обязательно сообщу, если что-то прояснится. Надеемся показать в школах, лицеях и колледжах, привить интерес нового поколения к анимации и в идеале создать анимационную студию для детей. Да и на орбите международных фестивалей хорошо бы представлять новые отечественные анимационные фильмы. При желании фильм «Жизнь архитектора» можно посмотреть у меня дома. Мои двери всегда открыты. Напишите мне в комментарии к интервью, я откликнусь.

— Что можно и нужно сделать, чтобы вернуть добрую славу отечественной мультипликации? Видите ли Вы себя режиссером-аниматором в перспективе?

— В случае, если подобные нашему, пусть и неуверенные начинания аниматоров не будут поддержаны государством (с умом и любовью к нам), то хорошее анимационное кино так и останется андеграундом, и надолго. Я готова идти до конца с этим крестом — мне это дело нравится. И могу рассказать другим все, что узнала сама во время работы над этим проектом. Мультипликаторов должно быть больше. Лишь тогда можно будет говорить о доброй славе отечественной анимации.

Тамара САНАЕВА.
Фото автора.

На фото: Команда мультфильма «Жизнь архитектора», слева – Анна Фокина.

  1. Ищу человека или детский садик, который бы взял мебель из данной работы в подарок

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Акбар Джураев стал серебряным призером Олимпийских игр Париж-2024

Представитель сборной Узбекистана по тяжёлой атлетике Акбар Джураев добавил в ряд своих наград и серебряную медаль Париж-2024. Узбекистанский спортсмен,...

Больше похожих статей