Вопрос может показаться чисто риторическим. В самом деле, если существует промышленность, если работают заводы и фабрики, то, само собой разумеется, нужны квалифицированные кадры рабочих специальностей — токари, слесари, фрезеровщики, станочники, монтажники и другие мастера производственных профессий.
Но чтобы стать настоящим мастером своего дела, необходимо целенаправленно учиться, овладевать нужными знаниями и навыками программного управления, приобретенными не вслепую, не путем проб и ошибок, а в специальных учебных заведениях.
Таковыми раньше у нас являлись ремесленные, фабрично-заводские училища, затем профессионально-технические учебные заведения и специальные колледжи и лицеи.
Известно, что система ПТО зародилась в Германии, где основными заказчиками рабочих кадров всегда являлись крупные предприятия. Они формировали стандарты на профессии, на квалификационные требования, по которым готовились молодые рабочие. В нашей бывшей союзной индустриальной державе данная система также успешно существовала. Этому направлению подготовки молодежи придавалось огромное значение — были созданы специальные союзно-республиканские Государственные комитеты по профессионально-техническому образованию с высоким статусом и широкими полномочиями.
Понятно, что в современных условиях построения независимого государства, перехода к рыночным отношениям народнохозяйственный комплекс Узбекистана с его масштабами, структурой, динамизмом, усложняющейся системой хозяйственных связей требует пересмотра принципов планирования и прогнозирования, развития профессионально-технического образования и подготовки квалифицированных рабочих кадров. Наверное, такая работа ведется, но для несведущих людей заметна высокая степень неопределенности, присущей оценке будущего развития системы профтехобразования — речь идет и о количественных показателях в увязке с качественными параметрами, и о влиянии народнохозяйственной инфраструктуры на потребность в рабочих кадрах, и об источниках набора, и о возможности выделения капитальных вложений на развитие системы в возрастающем объеме.
У меня такое ощущение, что вместе с отказом от приоритета рабочего класса, как гегемона, в нашей бывшей общественной системе сегодня вообще не принято говорить об интересах пролетариата как непосредственного производителя материальных ценностей, о специфике его подготовки и воспитания. Ни одна из политических партий Узбекистана не проецирует себя выразителем запросов и нужд рабочего класса нашего общества. Уже два десятилетия в Олий Мажлисе — Парламенте страны нет представителей этой многочисленной и существенной трудовой прослойки населения. Да и в предвыборных выступлениях кандидатов в депутаты, которые проходят сейчас повсеместно, больше уделяется внимание предпринимателям и бизнесменам, нежели повсеместному восстановлению крупной и средней индустрии и квалифицированной подготовке рабочих кадров, которые отвечали бы сегодняшним потребностям рынка труда. Тут надо иметь в виду, что такая подготовка должна совмещаться с работой на предприятиях сегодняшней промышленности и с учетом реальной перспективы, но никак не с выращиванием рабочих для деградирующих производств, что заранее обрекает молодежь на заведомую профессиональную ненужность или поиски другого поприща.
Конечно, это предусматривает необходимость значительной реорганизации материально-технической базы училищ, учитывая ее физическую и моральную изношенность, недостаток преподавательского состава, необходимость модернизации учебного оборудования и методик обучения в целом.
Данный материал отнюдь не претендует на строгое понятие «научности», поэтому я далек от утверждения точности и полной обоснованности всех аргументов и фактов, мои суждения больше связаны с беглым анализом существующей ситуации. Хотя я и смог воспользоваться некоторыми статистическими данными. Так, в 1989 году на каждые 1 000 занятых в народном хозяйстве республике имелся 341 человек с высшим, неполным высшим и средним специальным образованием, в том числе 246 в отраслях материального производства и 607 — в непроизводственных сферах. Среди узбеков на 1 000 лиц в возрасте 15 лет и старше такой уровень имели 219 человек, в том числе 304 среди городского и 177 — среди сельского населения. Высокий профессионально-образовательный ценз был характерен и для различных групп и категорий кадров, занятых преимущественно физическим и умственным трудом. Например, среди медицинских работников вышеуказанный образовательный уровень при том же соотношении достигал 842 человека, инженерно-технических — 754, агрономических, зоотехнических и др. — 875, электромонтеров — 248, наладчиков — 299, аппаратчиков — 242 и т.д. (3.1, с.188-189, 206, 208).
Другими словами, к моменту декларации Узбекистаном своей государственной независимости высшая, среднеспециальная и профессиональная школы оставались многоструктурной и дееспособной индустрией воспроизводства кадровых работников практически для всех отраслей народного хозяйства.
А какова ситуация сегодня? В основном готовятся кадры по профессиям лишь для непроизводственной сферы. Чаще всего заявки от работодателей поступают на работников с профессионально-техническим образованием: строителей, швей-мотористок, водителей, официантов, поваров, парикмахеров, секретарей. В то же время, видимо, в стране ощущается переизбыток юристов и экономистов, не всегда отвечающих требуемым знаниям и навыкам. На мой взгляд, процесс подготовки рабочих кадров должен осуществляться по схеме: обучаясь, производи, получай доход за счет реализации своего труда. Уровень средств, получаемых учащимися в процессе производственного обучения, должен служить показателем степени выполнения ими учебной программы, освоения рабочей профессии. Производственная деятельность учащихся должна приносить доход, которыми училища наряду с госбюджетными средствами должны формировать свой бюджет.
Система ПТО — жизненно важный инструмент, от которого зависит в целом и занятость населения, и рост экономики страны, и другие важные вопросы национального, территориального, отраслевого значения. Здесь важно, что именно посредством ПТО государство оказывает поддержку малообеспеченным слоям и другим особым группам населения, которым предоставляется возможность не только продолжать общее образование, но и получать профессиональную подготовку.
Аксиомой является то, что профтехучилище по своей сути является не только подсистемой общего образования, но и незаменимым звеном экономического комплекса, выступая в роли производителя продукции.
Для координации работы по этим важнейшим вопросам, возможно, необходимо создать Национальный совет по развитию профессиональных навыков, в который вошли бы представители ключевых министерств, а также объединения работодателей. Возникла потребность в создании так называемой менеджерской службы, которой стали бы учебно-производственные объединения (корпоративные сообщества профтехучилищ и предприятий).
А в заключение, чтобы еще раз подчеркнуть, что обучение молодежи квалифицированной профессии носит не только сугубо экономический характер, но и психологический, эмоциональный, творческий, я позволю себе процитировать философа и поэта 19-го века.
Ралфа Уолдо Эмерсона:
«Высокая судьба человека — родиться для какого-либо занятия, которое предоставит ему применение своих способностей и счастье, будь то плетение корзин, ковка мечей, рытье каналов, ваяние статуй или сочинение песен».
Думаю, актуальность этого суждения ничуть не уменьшается в наше в высшей степени автоматизированное и динамичное время. Только способности нужно проявлять в качественно более сложных измерениях.
А. ХОДЖАЕВ.