back to top
2.5 C
Узбекистан
Среда, 25 декабря, 2024

«Племя младое, незнакомое»

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,150ПодписчикиПодписаться
«Племя младое, незнакомое»

Я сознательно упустил обращение великого поэта к молодому поколению с жизнеутверждающим «Здравствуй!». Прежде всего потому, что имею в виду ту часть нового поколения молодежи, которая мне действительно незнакома, непонятна и неприятна. Своим поведением, образом мышления, отношением к жизни и окружающим. Попытаюсь пояснить.

Недавно мне один весьма уважаемый и достойный человек рассказал в письме одну историю: «Водитель дорогущего джипа не пропустил пешехода. Инспектор ДАН пытался остановить нарушителя. Джип притормозил, водитель выглянул в окно и выбросил под ноги милиционеру свои документы. Закрыл окно и уехал. За рулем был юноша 18-20 лет. Кто его родители?»

Поступок, прямо скажем, чрезвычайно дерзкий, высокомерный и самоуверенный. Не знаю как вы, уважаемые читатели, но лично я по ходу рассказа предположил, что вельможный юноша выбросил в окно крупную купюру валюты — дескать, на, подбери и заткнись. Ан-нет! Он выбросил документы, то есть официальные свидетельства о его правах на машину и вождение. Тем самым он оскорбил и унизил не только сотрудника ГАИ, (который, возможно, деньгами мог бы вполне довольствоваться!), но и все государство, всех нас, живущих по правилам и законам страны. А еще он нагло продемонстрировал, что никаких последствий его поступка не будет — он оберегаем какими-то высокими силами, а получить для него новые документы — раз плюнуть.

Конечно, случай этот можно назвать исключительным, но хамское поведение некоторых представителей «золотой молодежи» мы наблюдаем почти каждый день — на автомобильных дорогах, на улицах, в ресторанах и кинотеатрах. Причем в кинозалах ведут себя развязно и оскорбительно не только избалованные «папины (мамины?) сынки», но и, как это ни странно, обычная масса подростков и юношей. Нисколько не смущаясь окружающих, они громко разговаривают по телефону, ржут и улюлюкают при показе на экране относительно интимных сцен, поцелуев или просто красивых девушек. Странно потому, что такое отношение к женщинам противоречит религиозным и ментальным постулатам народа. Помню, в 1980 году, находясь в полуосажденном Кабуле, при виде стройных и изящных девушек я как-то неосторожно заметил местному этническому узбеку: «А у вас, оказывается, много красивых женщин!». Мой спутник, а он был зав. отделом ЦК НДПА, сразу как-то помрачнел и ничего мне не ответил. Чуть позже бывший с нами таджик из Душанбе пояснил мне, что не принято не только обсуждать чужих женщин, но даже пристально смотреть на них. Любой проходящий мимо человек имеет право и даже обязан ударить такого бесцеремонного мужчину.

Можно спорить, насколько на самом деле свободна и полноправна женщина мусульманского Востока, но защищать ее от непристойных взглядов и домогательств обязан каждый представитель «сильного пола». А в Узбекистане со второй половины ХХ века мы наблюдаем явную деформацию взглядов на эту щепетильную тему. Может быть, сказываются последствия свободного доступа к алкоголю и откровенным зарубежным фильмам, может, это показатель всеобщего огрубления нравов, размытых моральных ценностей? Есть и другие причины. Наверное, это тема отдельного разговора.

Но в данной статье я не могу избежать извечной как мир «проблемы отцов и детей», потому что, объективно говоря, дети всегда вызывают тревогу родителей из-за, как им кажется, не всегда адекватного поведения их отпрысков. Давайте вспомним великого мудреца древней Эллады Cократа, написавшего еще в V веке до н. э.: «Они (подростки) сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет никакого уважения к авторитетам. Они все время спорят с родителями». Прямо «крик души»! Тем не менее такое вот «неуважение к авторитетам» дало впоследствии и Платона, и Аристотеля, и сотни других выдающихся деятелей науки и культуры, которые, впрочем, в свою очередь также жаловались на новые молодые поколения. Так устроен мир. Наш современник, выдающийся театральный деятель Питер Устинов, по-моему, очень метко заметил: «Родители — это кость, на которой дети точат свои зубы». Грубо говоря, иначе они не вырастут настоящими волками.

Но если серьезно, то я склонен согласиться с теми исследователями, которые видят самую большую опасность, подстерегающую наше общество сегодня, — не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. У молодых людей очень часто искажены представления ? доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме, потому что ныне материальные ценности доминируют над духовными. Высокий уровень преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Молодежь отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Широкий размах приобрела ориентация молодежи на атрибуты массовой, в основном западной, культуры за счет снижения истинных моральных, культурных, национальных ценностей, характерных для нашего менталитета. А это уже недостаток в первую очередь домашнего и школьного воспитания и образования. Думается, что одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Молодежь лишается возможности брать пример с людей, живших в недалеком прошлом — очень сложном, неоднозначном, но весьма поучительном, не знают, как люди решали свои и общественные проблемы, что стало с теми, кто пошел против устоявшихся ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

Проблем множество, и все они требуют тщательного рассмотрения и творческого осмысления. Весь вопрос в том, насколько они окажутся эффективными и жизнестойкими? Тут я позволю себе еще одну цитату, вызывающую как минимум улыбку: «До женитьбы у меня было шесть теорий относительно воспитания детей; теперь у меня шестеро детей и ни одной теории». Так признался в своем бессилии Джон Уилмот — известный английский поэт эпохи Возрождения, который, впрочем, вошел в историю как один из представителей либертинизма, прославился своими кутежами, веселыми проделками, множеством любовных историй, а также как автор едких сатир, любовной лирики и стихов непристойного содержания.

Отсюда вывод: самый лучший и действенный способ влиять на молодежь — это учить на собственном примере, учить своими поступками, своими взглядами на мир и на других людей. А молодежь все равно будет иметь свое лицо — «младое, незнакомое».

И это прекрасно, потому что клонировать нам абсолютно себе подобных — значит завести человечество в тупик…

А. ХОДЖАЕВ.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Акбар Джураев стал серебряным призером Олимпийских игр Париж-2024

Представитель сборной Узбекистана по тяжёлой атлетике Акбар Джураев добавил в ряд своих наград и серебряную медаль Париж-2024. Узбекистанский спортсмен,...

Больше похожих статей