Впервые в истории Узбекистана в Андижане сменил место жительства дом весом более полутора тысяч тонн.
Торговый центр «Дары природы» был сдан в эксплуатацию в 1983 году. В магазине рядом с железнодорожным вокзалом всегда можно было купить арбузы, дыни, яблоки и пр. Это особо ценили местные жители и пассажиры поездов на станции «Андижан-1». Строители почему-то соорудили здание очень близко от проезжей части. Спустя 15 лет его приватизировали братья Абдусалом и Халимжан Дадажановы, организовали в нем торговый центр «Xilol».
Справка: одноэтажный торговый центр «Xilol» кирпичной кладки вместе с фундаментом ВЕСИТ БОЛЕЕ 1500 ТОНН. Его размеры – 24х18 метров, высота – 9,5 метра. По всему периметру подвала – складские помещения.
Начало третьего тысячелетия для архитектурного облика Андижана стало эпохой обновления. Сносились ветхие и возводились современные строения, расширялись автомобильные дороги, тротуары, площади. Когда начались работы по реконструкции улицы от железнодорожного вокзала до массива Бустан, «Xilol» оказался камнем преткновения.
– В 2010 году я получил письмо о сносе торгового центра, – вспоминает директор Х. Дадажанов. – Неделю мы ходили с братом не в духе. И тут к нам зашел строитель Касымжан Салахиддинов. Узнав о проблеме, неожиданно предложил: «Давайте «Xilol» передвинем!» А я, не понимая, возможно ли это, ответил: «Твоя идея, ты и будешь ее главным двигателем!»
Касымжан Салахитдинов дополняет:
– Конечно, идея бредовая (когда я выпалил эту фразу, сам не знал, что в мировой практике были случаи передвижки зданий, но об этом прочитал позже). Однако мысль, что это можно сделать, завела мозг: «Давай, рискни!» Мы тут же бросились звонить коллегам, на что те заявили: «Никто еще в Узбекистане, даже в Средней Азии этого не делал. Если б можно было передвигать недвижимость, то у нас бы дома не сносили!» Мы не отчаялись. Стали искать нужные книги – не нашли. Интернет вдохновил – да, передвигать можно, но никакой подсказки нет. Полагаясь на опыт и интуицию, мы приступили к разработке проекта. Разыскали архитектора с богатым опытом – Фархадбека Усманова (учась в Самаркандском архитектурном институте, в 1987 году он был очевидцем восстановления покосившегося юго-восточного минарета – одного из четырех в комплексе Регистан).
Архитектор проверил расчеты, где надо, исправил, а через пару дней принес бесценную книгу 1952 года «Передвижка, подъем и выпрямление сооружений» (ее автор – Эммануил Гендель, заслуженный деятель науки и культуры Узбекистана, один из тех, кто руководил работами по передвижке зданий в Москве). Книгу мы «проглотили» и удивились: наш метод в теории был проще, экономичнее генделевского. Вскоре были получены разрешения городского хокимията и главного архитектора области на проведение необычного эксперимента.
В сентябре 2011 года рабочие окопали фундамент по всему периметру здания, в подвале прорыли шахты, протянули рельсы, установили тележки на роликах, здание обмотали тросами. Предприятия «Тожметалл», «Андижон-ирмаш», «Андижанстроймонтаж» предоставили тягачи, экскаватор, прочую технику. Особо помогла ЧФ «Узкрансервис», ее бригадир Забидулло Матмусаев. Чтобы оттянуть здание от дороги, по проекту планировалось установить пять лебедок, но Матмусаев посоветовал заменить их одной очень мощной, перенеся на нее общую нагрузку. Исполнителям очень хотелось поскорее приступить к делу и перенести дом ночью, чтобы андижанцы проснулись и ахнули.
24 апреля 2012 года начали операцию, все вооружились рациями. Усманов скомандовал: «Раз, два, три!» Одни взялись за домкраты, другие стали вращать колесо лебедки, третьи – на страховке. Никакой реакции, десять-двадцать попыток – впустую. Оптимизм угасал. Утром третьего дня архитектор привез гидравлический домкрат мощностью до 100 тонн, установили его впереди здания. «Ирмашевцы» Шухрат Хотиев, Шахобитдин Нишанов снова встали за домкрат, осторожно приподнимая здание. И вдруг, будто очнувшись после 30-летней спячки, монолит вздрогнул, оторвался от земли и переместился на 20 сантиметров дальше от дороги. Общему ликованию не было предела: «Ура! Получилось!» Все прыгали от радости, кричали, обнимая друг друга. Столпившиеся прохожие, друзья и родные, что пришли поболеть за эксперимент, горячо поздравляли героев исторического события.
На второй день «Xilol» переместился на 1 метр 80 сантиметров, и на стенах, соединительных швах, в фундаменте ни трещин, ни расслоений, даже стекла на трех витринах размером 4х5 метров целые. Только на лебедке сломалась пластина и вот-вот мог бы лопнуть трос, в дополнение погнулись рельсы, швеллеры. На устранение неполадок ушло три дня. Затем вновь, но уже с большей осторожностью дом преодолевал за день по 40, 60 и 100 сантиметров. Выходили из строя тележки, сплющивались ролики. Их изготовители – мастера-слесари Даниер Валимов и Рашид Шакиров из ОАО «Андижанирмаш» их отремонтировали.
15 мая на «полигон» приехал главный архитектор области Кучкар Нурматов. Бросил взгляд на сохраненную витрину, замерил общую длину перемещения (она составила 11 метров 40 сантиметров) и объявил: «Хватит. «Xilol» находится за красной линией от дороги».
Сейчас владельцы здания, укрепив фундамент, надстроили сверху два этажа. Подросший «Xilol» стоит сегодня без проблем и соответствует СНиПам.
– Эксперимент вызвал большой интерес, и опытом просят поделиться многие, – говорит К. Салахиддинов. – Хотим выпустить пособие, организовать семинар для руководителей, архитекторов областей, показать им результат эксперимента и предупредить: не каждый дом можно передвинуть! Наш опыт позволит сэкономить на реконструкции зданий без их сноса. В первую очередь это касается памятников культуры, редких по красоте архитектурных ансамблей, которые по велению времени оказались не на том месте…
Справка: материалы, аренда техники, рытье котлована, оплата труда рабочих (15 человек) обошлись в 75 миллионов сумов, это примерно 30 процентов от рыночной стоимости здания. Из-за отсутствия такого опыта все мероприятия заняли два с половиной месяца.
Первое упоминание такого рода относится к 1455 году. Аристотель Фьораванти передвинул колокольню церкви Санта-Мария Маджорне со всеми колоколами более чем на 10 метров. В 1934 году в Макеевке передвинули каменное двухэтажное здание весом почти в 1300 тонн. С 1936 года в Москве сначала передвинули шесть небольших домов, а затем более крупные объекты. В числе других работами руководил Эммануэль Гендель. Одно из самых масштабных – перемещение жилого дома на Тверской улице. Подготовка шла несколько дней. Ночью, пока все его жильцы спали, дом передвинули. Вместе с людьми.
Автор: Лариса КАПУСТИНА, газета «Биржа».